Пол Манафорт — невинная жертва американской «охоты на ведьм»
Валерий Иванчик
Расследование так называемого дела о российском вмешательстве в американские выборы познакомило широкую общественность с персоной Пола Манафорта, который возглавлял предвыборный штаб Дональда Трампа, а также консультировал экс-президента Украины Виктора Януковича. Данные, полученные следствием, пролили свет на выстроенную систему взаимоотношений постсоветского истеблишмента, в том числе украинских «верхов», с Западом и на методы работы американских лоббистов за рубежом.
Спустя год после инаугурации Трампа в «деле о вмешательстве России в американские выборы» так и не появилась доказательная база. Следствие под руководством спецпрокурора Роберта Мюллера решило повернуть в сторону расследования профессиональной деятельности Пола Манафорта, которого официальный Киев обвинил в получении денег из «черной кассы» правящей при Януковиче Партии регионов.
В медийной плоскости «дело Манафорта» получило очень широкий резонанс, затмив собой и «дело Флинна», и «дело Пападопулоса». В середине января 2018 года суд продлилпребывание Манафорта под домашним арестом до конца расследования «российского вмешательства».
Но всё, что сумела «накопать» команда Мюллера на Манафорта, — это получение последним от Партии регионов гонораров на свои офшорные счета, с которых, как утверждается, не были уплачены налоги.
Действительно, Манафорт работал на «пророссийского» Януковича с 2005 года, после поражения экс-президента Украины в ходе так называемого «переголосования второго тура», которое началось в результате «оранжевой революции». Задачей Манафорта было придание европейского лоска Януковичу и Партии регионов, а также налаживание коммуникации этой политической силы с Западом.
В целом политконсультант выполнил поставленные перед ним задачи: долгие годы Партия регионов находилась у власти на Украине и воспринималась на Западе как вполне респектабельная политическая сила. А Янукович не только сумел занять кресло премьер-министра во второй раз, но выиграл затем президентские выборы.
В более широком смысле Манафорт был связующим звеном ряда постсоветских элит с западными политическими и бизнес-кругами. В частности, в 2000‑х годах Манафорт оказывал консалтинговые услуги российскому бизнесмену Олегу Дерипаске, хотя, по словам американца, в их сотрудничестве не было политической подоплеки. В интервью британской газете Independent политтехнолог заявлял, что представлял интересы Дерипаски в странах, в которые тот инвестировал свои средства, при этом не представляя политические интересы официальной Москвы.
Противники Трампа крепко ухватились за этот факт и в медийной плоскости пытаются связать работу Манафорта на выборах в США с консультированием Януковича и Дерипаски. Их аргументация заключается в следующем: если руководитель предвыборного штаба американского президента сотрудничал ранее с «пророссийским» Януковичем и «другом Путина» Дерипаской, то Трамп однозначно связан с российской властью. К этому прилагаются данные информагентства McClatchy о том, что Манафорт в течение 2005–2011 годов посещал Москву восемнадцать раз. Нет, ну в самом-то деле, какие еще нужны доказательства того, что Трамп — «агент Кремля»?!
Манафорт был настолько «пророссийским», что убеждал Януковича подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом и, как вспоминает экс-премьер-министр Украины Николай Азаров, настаивал на включении в предвыборную программу бывшего президента пункта о необходимости вхождения Украины в НАТО.
По мнению Манафорта, этот шаг позволил бы Януковичу расширить свою электоральную базу за счет избирателей Центральной и Западной Украины.
Здесь возникает логичный вопрос: в чьих интересах в действительности работал Манафорт? Сам Азаров заявляет, что считал политконсультанта «агентом Белого дома», а экс-посол США на Украине Джон Хербст признавался, что Манафорт согласовывал с ним свою деятельность в штабе Партии регионов.
Манафорт прекрасно знал, что программный акцент на стремлении Украины в НАТО означал бы для Партии регионов потерю миллионов избирателей на юго-востоке страны, учитывая, что до 2014 года большая часть электората не поддерживала идею присоединения к Альянсу. Даже по состоянию на начало 2017 года, после нескольких лет активной пропаганды, лишь 29% украинцев видят в Альянсе защиту, в то время как 35% усматривают в нём угрозу, а еще 26% не считают НАТО ни угрозой, ни защитой (данные опроса американского института Gallup, проведенного в феврале 2017 года).
Сильным политтехнологическим ходом со стороны Манафорта в интересах Януковича было бы инициирование референдума, касающегося поддержки идеи вступления Украины в НАТО.
В сущности, для этого было необходимо лишь выполнить решение Окружного административного суда Киева от 2 июля 2009 года, обязавшего «оранжевую» власть издать указ о проведении референдума.
Напомним, что в 2006 году по инициативе Виктора Медведчука, нынешнего спецпредставителя Украины по вопросам гуманитарного характера в минской Трехсторонней контактной группе и ключевого неформального коммуникатора между Киевом и Москвой, было собрано 4,6 млн подписей (при законодательной норме в 3 млн) за проведение подобного референдума.
Президент Ющенко волю народа ожидаемо проигнорировал, но Медведчук обратился в суд и выиграл; тем самым Фемида подтвердила правоту оппозиционного политика. Однако Ющенко решение суда не выполнил, равно как проигнорировал его и Янукович, поэтому референдум об отношении украинцев к НАТО не проведен вплоть до сегодняшнего дня.
Продвигая идею референдума, Медведчук преследовал цель обезопасить Украину от превращения в арену выяснения отношений между Западом и Россией. Также он пытался бороться с возможной десуверенизацией государства в связи с планами интеграции в Альянс. Время показало, что стоило бы прислушаться к подобным советам.
Возвращаясь к личности Манафорта, стоит отметить, что она никак не вяжется с образом «российского агента влияния». Особенно в том, что касается планов политконсультанта втянуть Украину в НАТО. Расследование спецпрокурора Мюллера помогло приоткрыть завесу тайны над методами работы американских советчиков за рубежом, стремящихся максимально распространить западное влияние.
При этом главной цели — доказать факт пресловутого «российского следа» — следственная группа не достигла.
Но в эпоху постправды большого значения это и не имеет. Раскол внутри американских элит очевиден, противостояние развернулось нешуточное, потому политическая борьба будет идти порой за гранью фола. Сам же Пол Манафорт может стать жертвой развернувшейся в США «охоты на ведьм».