Чем напряжённее становится внутриполитическая ситуация на Украине, тем больше времени первые лица государства проводят за рубежом. На прошлой неделе Порошенко посетил Эстонию и Финляндию, где традиционно попросил «поддержать Украину в борьбе с российской агрессией».
После победы Трампа в высоких киевских кабинетах началось брожение, заметное невооружённым глазом. Ситуация усугубилась декабрьским саммитом глав государств Евросоюза, в ходе которого были внесены унизительные поправки
Ничего другого не остаётся, кроме как интенсифицировать контакты с «братьями по идеологии», индуцированные верованием в «российское вторжение».
Хотя даже прибалтийские лидеры не могут уже закрывать глаза на постоянное враньё и воровство украинской власти – в ходе декабрьского визита в Киев Даля Грибаускайте заявила о том, что коррупция представляет для Украины большую угрозу, чем «угроза российская».
Подобную риторику было невозможно себе представить ещё год назад. Впрочем, быть может, президент Литвы озвучивала не собственные мысли, а лишь ретранслировала посылы «старших братьев» из Брюсселя.
Посетив Давосский форум, где, несмотря на усилия обанкротившейся украинской дипломатии, тематика Украины была отодвинута на задний план, Порошенко отбыл в Эстонию.
Поскольку объёмы экономического сотрудничества Украины с Эстонией нужно рассматривать под микроскопом (годовой оборот товаров и услуг всего 300 млн долл.), Порошенко и Кальюлайд сосредоточились на вопросах военно-технического сотрудничества и, естественно, «сдерживания России».
В принципе, те, кто следил хотя бы за одним зарубежным визитом Порошенко, могут считать, что следили за всеми. Порошенковский репертуар не меняется ни на йоту: надавите на Россию, дайте денег, дайте оружие, дайте «безвиз», дайте, дайте, дайте…
А ещё Пётр Алексеевич встретился с Конгрессом украинцев Эстонии, поблагодарив активистов последнего за содействие в изъятии из продажи
В целом международные визиты отыгрывают очень важную роль лично для Порошенко. В данном случае наглядно продемонстрировано: внешняя политика является продолжением внутренней. Многочисленными зарубежными визитами Порошенко во многом решает проблему политического самосохранения: едва ли кто внутри Украины рискнёт свергать Петра Алексеевича, «энергично защищающего на международной арене Украину от российской агрессии». Поскольку проблема легитимизации на Западе вероятных переворотчиков выглядит в таком случае практически неразрешимой.
Представляется, что в среднесрочной перспективе украинский «президент» будет всё меньше времени проводить внутри страны, договариваясь о каких угодно зарубежных поездках, чтобы произнести перед мировыми СМИ ритуальные заклинания в духе «Мир обязан поддерживать Украину!».
Понятно, что КПД данной затеи уже сейчас приближается к нулю (даже последняя резолюция ПАСЕ содержала критические стрелы в адрес украинской власти), однако других моделей поведения у киевских временщиков нет. Вместе с тем риторика Порошенко (в т. ч. на внешней арене) будет ужесточаться: чувствуя дыхание возможных досрочных выборов в Раду, он пытается стать главным «ястребом» в стране, перетянув на себя ультранационалистический электорат, ныне ориентированный на «партию войны» (Турчинов, Аваков, Парубий).
Вслед за Эстонией Порошенко отправился в соседнюю Финляндию. Зная о том, что руководство Финляндии ценит хорошие отношения с РФ, извлекая из этого экономические выгоды, Порошенко всё равно призвал «давить на Россию». Напомним, что с аналогичной просьбой на полях Давосского форума Порошенко обратился к Си Цзиньпину – украинская дипломатия продолжает плясать на граблях. Лучше бы украинский дипкорпус изучил опыт Финляндии и «финляндизации», применив его к собственной стране.
Одновременно с этим Порошенко попросил Финляндию блокировать строительство «Северного потока – 2»; как в головах украинских власть имущих одновременно умещаются маниакальное стремление разорвать все экономические связи с РФ и требования сохранить газовый транзит – вопрос риторический. Расщепление сознания, не иначе.
Также Порошенко призвал финские компании поучаствовать в процессах приватизации государственной собственности Украины. Киевский режим стремится как можно быстрее распродать всё, что осталось от украинской экономики, набив «тревожные чемоданчики» наличкой. Но покамест процессы приватизации пробуксовывают – видимо, власть имущие ещё недостаточно опустили балансовую стоимость объектов и уровень оплаты труда украинцев. К слову, в ходе визита в Индонезию летом 2016 г. Порошенко кичился тем, что на Украине дешёвая рабочая сила. Красноречивое заявление: более уничижительного отношения к собственному народу, доведённому в результате «реформ» до унизительной нищеты, представить трудно. Хотя что для них народ – так, биомасса, электорат в лучшем случае.
В целом иностранным компаниям куда легче переманивать к себе рабочую силу (как высококвалифицированную, так и разнорабочих), чем инвестировать в хронически нестабильную Украину, где бизнес задавлен винницкими «смотрящими».
Следующим пунктом гастролей Порошенко станет Германия – визит запланирован на 30 января. Видимо, на фоне телефонных разговоров Трампа с Путиным и Меркель Пётр Алексеевич опасается выпасть из переговорного процесса по Украине и потому вынужден разворачивать борт на Берлин. А значит, общественность в сотый раз будет вынуждена выслушивать порошенковские «старые песни о главном».