Подходит к концу 2017 год. В последние дни уходящего года RuBaltic.Ru традиционно вспоминает его главных героев из Польши, России, Беларуси, Украины и стран Прибалтики. События, люди и явления 2017‑го заслуживают того, чтобы о них помнили. Итак:
Травля года
Рута Ванагайте
Известная литовская писательница Рута Ванагайте выступила против того, чтобы посвящать 2018 год в Литве главарю «лесных братьев» Адольфасу Раманаускасу-Ванагасу. Ванагайте заявила, что лидер литовского националистического подполья помогал нацистам, участвовал в Холокосте, а кроме того, был агентом НКВД и предал советским чекистам своих товарищей по борьбе.
Реакция на слова писательницы превзошла все ожидания. В Литве против Ванагайте устроили настоящую травлю. Крупнейшее издательство страны объявило, что все ее книги будут изъяты из продажи и уничтожены.
Первый руководитель Литовского государства, «отец нации» Витаутас Ландсбергис предложил писательнице пойти в лес и застрелиться. Возбужденная общественность потребовала от Генпрокуратуры Литвы завести на Ванагайте уголовное дело. В информационном пространстве на писательницу посыпались бесчисленные оскорбления.
Не дожидаясь физической расправы, Рута Ванагайте эмигрировала из страны, сообщив, что «хочет гулять по не отравленным ненавистью улицам».
Клоун года
«Михо» Саакашвили
Титул главного шута украинского политического цирка в минувшем году уверенно получает Михаил Николозович Саакашвили. Бывший президент Грузии и бывший губернатор Одесской области, Саакашвили в 2017‑м стал также бывшим гражданином Украины. Президент страны Петр Порошенко коварно подгадал момент, когда его кум и (опять же бывший!) соратник находился за границей, и лишил «Михо» украинского гражданства, которое сам же ему два года назад выдал.
Саакашвили решению кума не подчинился и с боями прорвался на территорию Украины, заявив, что спасет ее от власти «барыг» во главе с Порошенко.
В Киеве ярый борец с коррупцией устроил «Михомайдан», объявил себя лидером украинских националистов и на русском языке с грузинским акцентом доказывал всем, что он — украинец.
Попытки Порошенко угомонить пассионарного кума ни к чему не привели. Саакашвили сбежал от пришедших его арестовывать силовиков на крышу, сторонники отбили его у полиции и освободили из автозака. А когда «Михо» всё-таки посадили, в дело вмешались американцы, и украинский суд его отпустил.
Coming out года
Саулюс Сквернялис
Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис в 2017 году признал очевидное: СПГ‑терминал в Клайпеде убыточен. Работа плавучего терминала Independence не окупает расходов на его аренду и содержание, загружены лишь 20% мощностей СПГ‑терминала, а больше загрузить нельзя, потому что сжиженный природный газ слишком дорог и не востребован ни в Литве, ни за рубежом. Латвия с Эстонией покупать продукцию плавучего литовского предприятия отказались, Евросоюз денег на «энергетическую независимость» Литве не дал и финансировать СПГ‑терминал отказался.
Из-за всех этих неудач отчаявшийся Сквернялис назвал Independence «ношей для литовских налогоплательщиков».
Клайпедский терминал окончательно превратился для Литвы в «чемодан без ручки». Как его в прямом и переносном смысле поддерживать на плаву, решительно непонятно. Самый простой и экономный вариант — затопить в Балтийском море. Но это будет политическое самоубийство президента Дали Грибаускайте и имиджевая катастрофа Литвы.
Ссора года
Польша и Украина
В 2017 году случилось невероятное: Польша из главного «адвоката» Украины в Европе стала самой антиукраинской страной Европейского союза. После того как польский Сейм признал Волынскую резню геноцидом поляков, Варшава стала настойчиво добиваться от Киева отказа от героизации Романа Шухевича и Степана Бандеры. «С Бандерой Украина в Европу не войдет», — заявил президенту Петру Порошенко фактический правитель Польши, лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский. Польский МИД потребовал от властей Украины пересмотреть свою историческую политику, угрожая в противном случае заблокировать европейскую интеграцию Киева.
Конфликт дошел до составления Варшавой «черного списка» украинских политиков и чиновников, ответственных за прославление убийц десятков тысяч поляков. Им был запрещен въезд в Польшу.
Украинские власти в ответ провозгласили политику памяти своим внутренним делом и занялись переписыванием истории. В итоге они приравняли к Волынской резне операцию «Висла» (переселение украинцев из граничащих с Украинской ССР регионов Польши в 1947 году) и объявили, что на Волыни имел место двойной геноцид, то есть не только украинские националисты убивали поляков, но и поляки убивали украинцев. Отношения Варшавы и Киева такая вольная интерпретация фактов военной истории, понятное дело, еще больше ухудшила.
«Страшилка» года
«Запад‑2017»
Российско-белорусские военные учения «Запад‑2017» вызвали нешуточный переполох в странах Прибалтики, Польше и Украине. От учений ожидали захвата Сувалкского коридора, оккупации Литвы и ввода российских войск в Киев. Соседи России и Беларуси откуда-то брали цифры в 100 тысяч, 240 тысяч и полмиллиона военных, которые расположатся на границах с их странами, утверждали, что учения будут носить не оборонительный, а наступательный характер и на них будет отрабатываться ядерный удар по столицам соседних стран.
Самой популярной фантазией была страшная догадка о том, что Россия во время учений оккупирует Беларусь, свергнет президента Александра Лукашенко и присоединит к себе белорусов по «крымскому сценарию».
В итоге «Запад‑2017» прошел так, как и был запланирован. Сувалкский коридор никто не пробил, ядерный удар по Варшаве не нанес, Вильнюс не оккупировал, в Киев войска не ввел. Лидеры Польши, Прибалтики и Украины, похоже, даже расстроились: они-то уже готовы были драпать от русских танков в аэропорт и открывать в какой-нибудь Швейцарии правительства в изгнании.
«Агенты Кремля» года
Иван Ургант, Максим Галкин и КВН
Центр стратегических коммуникаций НАТО в Риге в уходящем году выдал «аналитический» продукт о «русской пропаганде», который заставил хохотать всю Россию. Выпущенный по заказу Минобороны Латвии доклад Stratcom сделал вывод о работе на «путинский режим» Клуба веселых и находчивых, программ «Вечерний Ургант», «Прожекторперисхилтон» и «Максим Максим».
Посмотрев все выпуски этих программ за несколько лет, аналитики НАТО назвали «агентами Кремля», продвигающими месседжи «путинской пропаганды» с помощью юмора, Ивана Урганта, Максима Галкина и юмористов КВН. По глубине сделанных выводов труд латвийских «аналитиков» может сравниться только с разысканиями их литовского коллеги — депутата Сейма от консерваторов Лауринаса Кащюнаса, разглядевшего агентов Кремля в героях мультфильма «Маша и Медведь».
Победа года
Сирия
Под занавес года президент России Владимир Путин объявил о завершении военной операции в Сирии и выводе оттуда российских войск. Россия победила на Ближнем Востоке на всех фронтах. Террористическая группировка «Исламское государство» (ИГ; запрещена на территории РФ — прим. RuBaltic.Ru) разгромлена, территории Сирии и Ирака освобождены от террористов.
Сирия была спасена как государство, у власти осталось законное правительство, которое несколько лет пытались свергнуть американцы и их союзники.
Россия триумфально вернулась в арабский мир. С просьбами о размещении военных баз для защиты от «цветных революций» к Москве обратились власти Египта и Судана. Путин стал медиатором и третейским судьей при урегулировании самых запутанных ближневосточных конфликтов — функция, которую утратили США из-за эксцентричных действий американского президента Дональда Трампа. Канцлер Германии Ангела Меркель после победы в Сирии признала Россию страной, которая формирует новый международный порядок.
Для полного триумфа России не хватало только, чтобы этот триумф оттенили страны Балтии. И те не подвели: объявили, что пойдут воевать с террористами, которых Россия уже разгромила. Так Прибалтика воплотила в жизнь анекдот об эстонском снайпере, жертвы которого умерли от старости.
Читайте также:
Лица и события: чем запомнился 2017 год на Украине