Прибалтика потеряла ученика: Молдова вернулась к сотрудничеству с Россией
Александр Носович
Установление пророссийской власти в Молдове дало молниеносный эффект. Новое правительство сразу же восстановило межправительственный диалог с Москвой, добилось скидки на газ и теперь строит планы превращения страны в гигантскую строительную площадку за счет российских инвестиций и доходов от экспорта молдавской продукции на восток. Кураторов «санитарного кордона» против России происходящее в Молдове должно приводить в бешенство: страна демонстрирует, что хорошие отношения с большим восточным соседом могут быть выгодны, и для профессиональных русофобов это очень опасный пример.
Россия стала первой страной, которую посетил новый премьер-министр Молдовы Ион Кику. Его визит стал первой за 7 лет поездкой главы молдавского правительства в Москву, причем состоялась эта поездка всего через несколько дней после отставки правительства Майи Санду и всецелого подчинения исполнительной власти пророссийскому президенту Молдовы Игорю Додону.
Обратно в Кишинев после встречи с Дмитрием Медведевым молдавский премьер вернулся окрыленным и заявил, что теперь благодаря восстановлению полноценного экономического сотрудничества с Россией Молдова превратится в гигантскую строительную площадку.
Москва дает Молдове скидку на газ, готова предоставить кредит на полмиллиарда долларов, рассматривает вопрос о снятии всех ограничений для поставок молдавского экспорта на российский рынок, — высвобождающихся денег хватит, чтобы заново запустить молдавскую экономику и модернизировать всю страну.
Возобновление межправительственного диалога сдвинуло с мертвой точки российско-молдавские отношения в сфере торговли, энергетики, сельского хозяйства и гуманитарных связей. Нескольких недель интенсивной работы хватит, чтобы прийти к прорывным соглашениям по этим вопросам после долгих лет простоя. Впрочем, прорыв уже есть: тот же газ и тот же кредит.
«Сейчас министерства финансов двух стран должны выработать условия по предоставлению этого кредита. Кредит будет принят, если его условия будут выгодными для Республики Молдова. Уверяю вас, что в скором времени страна превратится в одну большую строительную площадку», — сказал Ион Кику.
Примечательно, что никто ни в молдавском, ни в российском руководстве не говорит о каком-то геополитическом развороте Молдовы, отказе от европейского выбора и том, что теперь Кишинев будет возрождать вместе с Кремлем Советский Союз. Наоборот, молдавский премьер подчеркивает, что отношения с Евросоюзом для Кишинева остаются безусловным приоритетом.
На поверку речь идет об отказе от антироссийского выбора, который много лет навязывался бывшим советским республикам как европейский.
Утверждалось, что путь в Европу может быть только таким: за счет разрыва максимально возможного числа старых связей и разрушения отношений с Россией. Конечно, это очень больно и дорого, но что для вас важнее — российские деньги или европейские ценности? Хотите стать частью Европы? Отказывайтесь от общей истории с Россией, стройте музеи советской оккупации, проводите антироссийскую политику.
Институциональным воплощением такого подхода стала программа «Восточного партнерства» ЕС, суть которой и была в том, чтобы оторвать бывшие советские республики от России под личиной «европейского выбора». Проводником «Восточного партнерства» в отношении Молдовы по понятным причинам была Румыния, при этом образцовой моделью «европейского выбора» выступали страны Прибалтики.
Не столько потому, что из всех постсоветских республик только они вступили в Евросоюз, сколько потому, что именно они идеально отвечали базовым установкам программы. Европейский выбор Прибалтика однозначно воспринимала как антироссийский, за старые советские связи Литва, Латвия и Эстония не держались, а наоборот, самозабвенно их рушили, к хорошим отношениям с Россией никогда не стремились.
Правда, они всегда были не прочь заработать денег на восточном соседе, но платить за это отказом от антироссийской политики решительно отказывались и в любой ситуации выбора между выгодой и русофобией неизменно выбирали русофобию.
Прибалтийские «учителя демократии» на самом деле давали курс молодого бойца по «сдерживанию» Кремля.
Принципиальные лимитрофы учили постсоветские страны осознавать свое существование на международной арене как производную от существования России. Россия существует, следовательно, существуют Украина, Беларусь, Молдова и другие страны, смысл существования которых в том, чтобы вместе создавать «санитарный кордон», который будет сдерживать экспансию русских на Запад и не даст Империи возродиться.
Никаких минимально приемлемых отношений с объектом «сдерживания» такая концепция, конечно, не предполагала. Уровень «европейского выбора» был обратно пропорционален уровню отношений с Россией, поэтому погрязшие в коррупции, олигархии и бандитизме Украина с Молдовой считались странами-отличницами «Восточного партнерства», тогда как на стабильную безопасную Беларусь брезгливо морщились за нежелание отказаться от союза с Москвой.
Сегодня профессиональные русофобы на глазах теряют одного из лучших учеников — Молдову.
И то обстоятельство, что власть в Кишиневе не отказывается от ассоциации с ЕС и дальнейших шагов по сближению с Евросоюзом, для них в известном смысле еще опаснее. Это очень нехороший пример для Украины и даже для той же Прибалтики. Оказывается, так тоже можно было.
Вовсе не обязательно раскалывать общество и разваливать экономику, чтобы сделать европейский выбор. Нет нужды и проситься в состав России, чтобы получать дешевый российский газ. Достаточно не хамить, не срывать переговоры и не верещать о «террористическом государстве» в адрес того, у кого хочешь получить скидку.
Для людей, которые зарабатывают на конфликтах с Россией и не мыслят себя вне конфликта, молдавские процессы крайне нежелательны.
Сейчас они будут делать все, чтобы повернуть эти процессы вспять.
Будут крики, что Молдова оккупирована Россией, что власть в стране захватили агенты Кремля. Будут провокации, международный шантаж, попытки государственного переворота, «демократической революции». Любые средства допустимы, лишь бы восстановить единство антироссийских рядов.