Украинские социологические службы при поддержке фонда «Возрождение» Джорджа Сороса опубликовали
Согласно последним исследованиям, 40,9% граждан Украины поддерживают членство в НАТО, а 35,9% выступают за внеблоковый статус. При этом в декабре 2018 года за вступление в Альянс выступали 46,1% украинцев, за внеблоковый статус — 24,1%.
По всем социологическим данным, уровень поддержки вступления Украины в НАТО всегда находился ниже отметки в 50%.
В период президентства Петра Порошенко время от времени публиковались опросы, где уровень поддержки идеи присоединения к Альянсу переваливал за 50%, но релевантность подобных результатов вызывала сомнения. Скорее подобная социология была «формирующей», цель которой — продемонстрировать поддержку проводимой Порошенко политики и приучить население к мысли о безальтернативности евроатлантического курса.
В начале 2017 года Порошенко пообещал провести референдум относительно поддержки инициативы вступления в НАТО. Тогда это был бы сильный ход со стороны Порошенко, поскольку на тот момент внутриполитическая фронда была слаба, что вкупе с контролем над ЦИК позволило бы экс-президенту «нарисовать» результат выше 50%, которым затем можно было бы «козырять» как на внутренней, так и на внешней аренах.
Почему Порошенко так и не решился проводить референдум, до сих пор непонятно.
Возможно, экс-президент опасался того, что вслед за референдумом по НАТО оппозиционные силы потребуют проводить референдумы по целому комплексу других вопросов, чьи результаты диссонировали бы с проводимым Порошенко курсом.
В середине 2018 года Порошенко, который к тому моменту де-факто начал президентскую предвыборную кампанию, выступил с инициативой закрепить в Конституции положение о том, что членство в ЕС и НАТО является ключевым внешнеполитическим приоритетом Украины. В феврале 2019 года, незадолго до президентских выборов, эту норму окончательно утвердила Верховная рада.
Этой инициативой Порошенко поставил своих конкурентов из числа представителей «коалиции майдана» (прежде всего — Юлию Тимошенко) «на растяжку»: проголосовать «за» означает плестись в хвосте заданной Порошенко политической и информационной повестки, проголосовать «против» — повесить на себя ярлык «агента Кремля».
В ходе предвыборной кампании Порошенко еще не раз вынуждал своих «майданных» конкурентов (Тимошенко, Гриценко, Ляшко) «зеркалить» собственную повестку, что в конечном итоге негативно сказалось на рейтингах вышеуказанных политиков и позволило действующему на тот момент президенту выйти во второй тур выборов. Впрочем, там у него не было шансов против Владимира Зеленского, чей результат оказался оглушительным успехом.
Один из главных позитивных итогов первых 100 дней президентства Зеленского — определенная коррекция информационного поля и гуманитарной политики.
Зеленский декларирует отказ от агрессивной гуманитарной политики, отказ от вмешательства государства в чувствительные для многонациональной и поликультурной страны вопросы.
Время покажет, станет ли это устойчивым трендом либо же временной «оттепелью» после ухода Порошенко, но пока первые 100 дней дают основания для осторожного оптимизма.
Собственно, результаты опроса фонда «Возрождение», согласно которому сократилось число сторонников НАТО и увеличилось количество приверженцев внеблокового статуса, являются в том числе итогом изменения информационного поля, где резко сократилось присутствие Порошенко, регулярно пиарившегося на теме присоединения Украины к Альянсу и на переходе ВСУ на стандарты НАТО. В этом отношении Зеленский и его окружение более прагматичны по сравнению с Порошенко и Ко.
Кроме того, после ухода Порошенко стремительно начала меняться внешняя конъюнктура вокруг Украины. Запад прагматизировал свою политику в отношении Украины и России: в частности, российская делегация была возвращена в ПАСЕ, а внутри G7 развернулась дискуссия относительно возврата России.
Это поддерживает рост евроскептических настроений внутри Украины, проявлять которые на волне послемайданного еврооптизима решались далеко не все.
Более того, потенциал роста евроскептицизма и количества сторонников внеблокового статуса Украины еще не исчерпан.
Наконец, попытки Порошенко и его лоббистов в Европе более активно вовлечь военно-политические институты Евроатлантики в решение конфликта в Донбассе успехом не увенчались.
НАТО и ЕС все предыдущие годы демонстрировали, что не желают взваливать на себя украинские проблемы и втягиваться в полноценный конфликт с Москвой.
Ближе к концу каденции Порошенко в провластных СМИ начало появляться все больше материалов с тезисами о том, что Евросоюз и НАТО «предали» Украину и желают найти компромиссы с Россией в обход Киева. Все это также влияет на снижение количества сторонников членства в НАТО и ЕС (хотя поддержка вступления в ЕС с 2014 года не опускается ниже 55%).
С точки зрения самого Альянса, ценность Украины с 2014 года снизилась, поскольку украинское правительство не контролирует граничащие с Россией территории, которые могли бы представлять интерес для НАТО — Крым и Донбасс.
Наверняка в НАТО ожидали большего от ВСУ в ходе военной кампании 2014–2015 годов, которая завершилась переходом в позиционное противостояние, тянущееся уже более четырех лет.
Собственно, любые евроатлантические перспективы Украины сдерживаются тлеющим конфликтом в Донбассе, пусть с уходом Порошенко и появилась надежда на прогресс в его урегулировании.