Польские власти внезапно решили пригласить президента России Владимира Путина на празднование 75-й годовщины освобождения нацистского лагеря смерти в Освенциме. Позиция Варшавы выглядит непоследовательной: пять лет назад юбилей демонстративно справляли без Путина. Однако в этот раз антироссийские планы польских властей нарушил Израиль, у которого свои счеты с Польшей.
Памятные мероприятия состоятся в Освенциме 27 января 2020 года. К их организации Варшава традиционно подходит, руководствуясь принципом «готовь сани летом». Вернее, даже весной.
В апреле стало известно, что музей, расположенный на месте Аушвица, уже готовится к 75-й годовщине освобождения концлагеря. Тогда же глава канцелярии президента Польши Кшиштоф Щерский заявил, что приглашение будет отправлено «конечно, также и России».
Кого конкретно из представителей РФ Варшава хочет видеть на торжествах, не уточнялось. С одной стороны, обычно подобные мероприятия проходят на уровне первых лиц. С другой — польские власти явно не горят желанием приглашать Владимира Путина. Особенно в преддверии выборов 2020 года, на которых действующий глава государства и кандидат от правящей партии «Право и справедливость» Анджей Дуда планирует переизбраться на второй срок.
Самое время показывать жесткость и непримиримость в борьбе с «российской угрозой», а не раболепствовать перед «агрессором».
Однако на днях стало известно, что приглашение будет направлено именно Путину.
«На мероприятия, которые организуются музеем в Освенциме в начале будущего года, приглашение для президента Путина будет направлено, так как освобождение лагеря советскими войсками — неоспоримый факт истории. Здесь с нашей стороны есть желание сотрудничать», — заявил пресс-секретарь президента республики Блажей Спыхальский.
Нелогичность позиции Варшавы бросается в глаза. Прежде всего потому, что пять лет назад Путина в Освенцим никто не звал.
Министр иностранных дел Польши Гжегож Схетына даже пояснил, почему президенту РФ нечего делать на торжествах: дескать, при чем здесь Россия, если узников Аушвица освобождали… украинцы?
«Это был Первый украинский фронт, и украинцы освобождали концлагерь в Освенциме. Там были украинские солдаты в тот январский день, они открывали ворота лагеря, и они освобождали лагерь», — утверждал Схетына. А для пущей убедительности напомнил, что «первым танком, который разбил ворота Освенцима, управлял украинец Игорь Гаврилович Побирченко».
В России, видимо, решили преподать Схетыне урок истории. К 70-летию освобождения Аушвица были впервые обнародованы уникальные документы Центрального архива министерства обороны (ЦАМО). Среди них — подлинник донесения о списочной численности военнослужащих по социально-демографическим признакам 60 армии 1-го Украинского фронта по состоянию на 1 января 1945 года. В документе читаем следующее: «Офицерский состав: русские — 7 501, украинцы — 2 126. Из всего личного состава русских 42 298, украинцев 38 041».
Может, поэтому для канцелярии президента освобождение Аушвица советскими (а не украинскими) войсками теперь стало «неоспоримым фактом истории»?
Но возникает еще один вопрос: почему в этом случае Варшава вспоминает об истории?
На носу еще одно памятное событие — 80-я годовщина начала Второй мировой войны, которую тоже будут отмечать в Польше. Путина никто не пригласил, потому что приглашения рассылались «исходя из современных, а не исторических реалий».
«Эти драматические события будут отмечаться Польшей вместе со странами, с которыми мы сегодня тесно сотрудничаем во имя мира на основе принципов соблюдения международного права. К ним относятся страны — члены НАТО, ЕС и "Восточного партнерства"», — такое заявление сделал Президентский дворец.
То есть памятные мероприятия по случаю начала Второй мировой войны проводятся с учетом современных реалий, а в случае с освобождением Аушвица для поляков почему-то важнее история. В первом случае у Варшавы нет желания сотрудничать с Москвой, а во втором оно внезапно появляется. Есть ли в этом логика?
Трудно понять загадочную польскую душу, если не разобраться, в каком контексте прозвучало заявление пресс-секретаря Анджея Дуды.
Польша твердо решила пригласить Путина в Освенцим после того, как узнала, что на аналогичное мероприятие — конференцию по случаю 75-й годовщины освобождения нацистского лагеря смерти — его пригласит Израиль.
Аналитический портал RuBaltic.Ru не раз писал о том, какие непростые отношения в последние годы сложились между Варшавой и Тель-Авивом. Настоящий скандал разгорелся в феврале прошлого года, когда Дуда утвердил поправки к закону «Об Институте национальной памяти». Таким образом, в республике ввели уголовную ответственность за «публичное и безосновательное» обвинение польского народа в причастности к преступлениям Третьего рейха.
Поправки к закону нарушил израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху, который обвинил в сотрудничестве с нацистами то ли поляков, то ли польский народ, то ли польскую нацию. Заместитель министра иностранных дел Польши Шимон Шинковский пытался разобраться, что конкретно имел в виду Нетаньяху, но его заявление вскоре отошло на второй план.
Куда больший резонанс вызвали слова министра иностранных дел Израиля Исраэля Каца. Дипломат решил напомнить цитату покойного премьер-министра Ицхака Шамира: «Каждый поляк впитывает антисемитизм с молоком матери».
Rzeczpospolita назвала это «дипломатической атомной бомбой». О нешуточном накале страстей говорит хотя бы тот факт, что в Израиле всерьез раздумывали об отзыве своего посла из Польши и о приравнивании польского закона «Об Институте национальной памяти» к отрицанию Холокоста.
Взрыв новой дипломатической бомбы запланирован на январь 2020 года. Как выяснилось, руководство Израиля готовит собственные мероприятия по случаю 75-й годовщины освобождения Аушвица.
Отмечать памятную дату с поляками Нетаньяху и компания брезгуют, а проигнорировать ее не могут.
По информации польских СМИ, международная конференция в Иерусалиме запланирована на 26 января, то есть на день раньше, чем торжества в Освенциме. Приглашения на нее получит не только Путин, но и весь мировой политический бомонд — президент США Дональд Трамп, канцлер ФРГ Ангела Меркель, новый премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и так далее.
«Трудно ожидать, что эти политики появятся менее чем через 24 часа в Польше, — пишет первый польский Интернет-портал Wirtualna Polska. — Биньямин Нетаньяху просто издевается над Варшавой, стоит сделать выводы».
Ситуация действительно выглядит патовой.
Польша попадет впросак, если мировые лидеры соберутся в Иерусалиме 26 января, а на следующий день в Освенциме пройдет сходка второсортных дипломатов.
Очевидно, в ближайшие месяцы между Варшавой и Тель-Авивом развернется нешуточная борьба за гостей. Главным «яблоком раздора» как раз и должен стать Владимир Путин.
О чем будет говорить президент России на полях иерусалимской конференции? О переписывании истории Второй мировой войны, о реабилитации нацизма. А израильтяне будут понимающе кивать, поддакивать и пенять на Польшу, где правящая верхушка беспардонно обеляет местных коллаборационистов.
Варшаве придется как-то отвечать на эти выпады. Но на Израиль она огрызается только в исключительных случаях и без особого энтузиазма, потому что еврейское лобби в органах государственной власти США (и лично в окружении Трампа) никто не отменял.
Не потому ли польские власти внезапно захотели пригласить Путина в Освенцим?
У российской стороны теперь есть полное право потроллить Польшу. К примеру, посоветовать ей отмечать 75-ю годовщину освобождения Аушвица не с Путиным, а с президентом Украины Владимиром Зеленским. Сами же говорили, что концлагерь освобождали украинцы!