Основополагающий акт Россия — НАТО 20 лет назад заложил фундамент для сотрудничества и создал Совет Россия — НАТО, единственный канал коммуникации, выживший в трех серьезных кризисах отношений и, вопреки призывам его ликвидировать, действующий до сих пор.
Аналитики из американского Фонда «Наследие» называютДокумент четко зафиксировал, что Россия и Альянс не считают друг друга противниками. Окончательно вопросы между сторонами это не сняло, но на тот момент смогло снизить напряженность и сгладить противоречия, возникшие в связи грядущим расширением НАТО на восток.
Но российское предложение закрепить отказ от агрессии юридически, разработанное в годы президентства Дмитрия Медведева, поддержки у партнеров не нашло, поэтому Акт 1997 года — лучшее, что у нас есть.
Шанс на «общую» безопасность
В 1997 году стороны обязались строить единую и «неделимую» Европу, основанную на общеевропейской системе безопасности. Реального воплощения идея не нашла. Уже в те дни «неделимость» безопасности понималась по-разному.
Несмотря на то, что тогдашний генсек НАТО Хавьер Солана уверял, что безопасности в Европе не добиться без участия России, Билл Клинтон обосновывал расширение Альянса необходимостью ликвидировать «опасную серую зону», которая могла возникнуть на обломках соцлагеря.
Американцы считали, что добиться профилактики конфликтов можно исключительно поглощением посткоммунистических стран. Россия видела «неделимую» безопасность основанной на взаимных гарантиях и усилении роли ОБСЕ.
Идеология поиска стратегического баланса впоследствии вновь оказалась востребованной. Пик ее популярности пришелся на конец 2010 года, когда на саммит НАТО в Лиссабоне был приглашен российский президент. Работу в этом направлении позже подорвал украинский кризис.
Но даже теперь политики и эксперты по обе стороны конфликта вспоминают красивую концепцию единого пространства безопасности от Лиссабона до Владивостока, ссылаясь именно на дух документа 1997 года. Пока его помнят, есть шанс, что вопрос о компромиссах снова вернется в повестку дня.
Сдерживающий фактор
Данное в 1997 году так называемое обязательство НАТО не усиливать военные контингенты на востоке вызывает споры. Наряду с отказом от размещения ядерного оружия на территории новых членов Альянса, союзники утверждали, что в «нынешних и обозримых условиях безопасности» не будут укреплять оборону «путем дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил». Критики справедливо указывают: речь шла сугубо о ситуации конца 90‑х годов, когда никто не мог предсказать ни Евромайдан, ни крымские события с последующей войной на Донбассе.
Кроме того, в тексте есть оговорка: НАТО может изменить решение в случае угрозы агрессии или необходимости поддержания мира. На это, в частности, напирают Польша и страны Балтии, утверждая, что Основополагающий акт Россия — НАТО морально устарел.
Особо не скрывается, что размещаемые в регионе дополнительные четыре батальона и бронетанковая бригада носят больше символический характер, поэтому не могут считаться «существенными боевыми силами». О радикальном усилении восточного фронта в Альянсе пока не помышляют, а когда об этом просят, в ответ приводятся как раз обязательства, заложенные в Акте Россия — НАТО.
Площадка для консультаций
В рамках Акта 1997 года был создан Совместный постоянный совет Россия — НАТО, прообраз современного Совета Россия — НАТО (СРН). Было установлено, что главы МИД и министры обороны должны встречаться дважды в год, послы и постпреды — каждый месяц. Созвать встречу можно и в случаях экстренных ситуаций.
На СРН обсуждались важнейшие направления сотрудничества от Афганистана до антитеррора. Кроме того, были отлажены регулярные контакты между военными.
Вплоть до украинского кризиса Россия и Альянс проводили совместные учения. Одной из последних стала тренировка Vigilant Skies в сентябре 2013 года: стороны отрабатывали действия во время захвата самолета террористами. А в четырех морских учениях НАТО в 2014 году планировали поучаствовать корабли Балтфлота.
Совет Россия — НАТО стал критическим каналом коммуникаций между сторонами. К тому же единственным рабочим, учитывая свертывание программы «Партнерство ради мира» и приостановку действия, а затем выход России из Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
По этой причине Совет как площадка оказался очень «живучим». Первое испытание на его долю выпало в 1999 году, когда Альянс производил бомбардировку Югославии. Россия вышла из Совета, но он возобновил работу на следующий год. Следующим вызовом стала война в Южной Осетии — стороны также перекрывали каналы коммуникации. Самая длинная «заморозка» ждала СРН в 2014 году, когда НАТО прекратил всю практическую кооперацию с Россией и полностью отказывался от встреч.
На осознание ошибки потребовалось время, но это произошло. Важность сохранения канала коммуникации признал генсек Йенс Столтенберг, и в прошлом году Совет возобновил работу. Прошло уже три заседания, следующее намечено на 30 мая. Значимого прогресса добиться не удалось, зато стороны провели взаимные брифинги по военным учениям. Можно ожидать, что на СРН будут обсуждаться российско-белорусские учения «Запад-2017» (пройдут в сентябре).
Совет Россия — НАТО — хороший формат для того, чтобы заверить западных партнеров, что маневры не выльются в приграничные инциденты, о которых сильно переживают страны Балтии.
Другая важная тема — «план Нийнистё», комплекс мер по обеспечению безопасности полетов военной авиации над Балтикой. В прошлом году энтузиазма по отношению к проекту союзники не проявили, тем не менее появился хороший повод продолжить детальную дискуссию. Для таких вещей СРН и существует.
«Страны НАТО и Россия придерживаются различных взглядов. И наша встреча не означает возвращения к работе в обычном режиме, — отмечал по итогам прошлого заседания Столтенберг. — Но без обсуждения мы не можем урегулировать наши разногласия и улучшить взаимопонимание».
Пусть мир за 20 лет и изменился до неузнаваемости, Акт Россия — НАТО продолжает служить интересам диалога и дает надежду на то, что времена холодной войны будут вспоминаться реже.