Политика Политика

Годовщина вступления Прибалтики в НАТО: сказки на дари и воздушные патрули

Ровно 12 лет назад три страны Балтии официально стали полноправными членами НАТО. Торжественная церемония присоединения к Североатлантическому договору 29 марта 2004 года прошла в зале Казначейства США, а 2 апреля у входа в штаб-квартиру НАТО подняли флаги Литвы, Латвии и Эстонии. С тех пор Прибалтика находится под защитой Альянса и активно участвует в его операциях в отдалённых уголках мира. Что изменилось за это время?

Самолёты над Балтикой

Поскольку Прибалтийские республики не могут оборонять собственное небо самостоятельно ввиду отсутствия боеспособных ВВС, специально для их спокойствия Альянс развернул так называемую систему воздушной полиции. Разные члены НАТО по очереди по несколько месяцев совершают патрули над территорией Литвы, Латвии и Эстонии, сторожа небо от потенциального агрессора с Востока. Члены Альянса сменяют друг друга в порядке ротации. Так, с 1 января 2016 года в небе дежурят четыре бельгийских F-16 и четыре испанских Eurofighter. В связи с обострением международной обстановки на континенте Прибалтика стала чаще жаловаться на «провокации» со стороны России, и количество воздушных инцидентов пошло в гору. Согласно данным прибалтийских ведомств, в 2015 году для перехвата и сопровождения российских самолётов натовские истребители поднимались с аэродромов более 160 раз.

Кроме того, для отработки слаженности и демонстрации мощи НАТО регулярно проводит учения в Прибалтике. Особенно много шума наделала прошлогодняя «драгунская проходка» – 1900-километровый марш-бросок американской техники, который, в том числе, пересёк все три страны Балтии. Реагируют на чужую армию по-разному, от дружелюбного селфи рижского мэра с танком Abrams до задержаний за ругательства в адрес американских же танков.

С литовского на дари

Несмотря на ограниченные возможности и людские ресурсы, Прибалтике нет равных в энтузиазме поучаствовать в миссиях и операциях Альянса. Солдаты, миротворцы и военные специалисты из Литвы, Латвии и Эстонии успели отметиться в Косово, Ираке, в Индийском океане, борясь с сомалийскими пиратами, и числятся участниками акции НАТО против Ливии в 2011 году. Наиболее основательным мероприятием стало присутствие сил НАТО в Афганистане (ISAF). Каждая из стран Балтии отправила на борьбу с талибами («Движение Талибан», запрещено в РФ) и в помощь афганцам по 100–280 человек. Сам Альянс встретил порыв маленьких государств на ура. «Если Литва может сделать это, значит, и другие могут», – ставил литовцев в пример в 2005 году тогдашний генсек НАТО Яап де Хооп Схеффер. В рамках операции «Несокрушимая свобода» литовцы делегировали часть сил специальных операций – эскадрон «Айтварас», действующий в провинциях Кандагар и Забуль. К ним присоединились сапёры, инструкторы и советники из Латвии и Эстонии в составе смешанных скандинавско-балтийских вспомогательных отрядов. Гости из Балтии занимались охраной важных объектов, обучали местную армию и полицию и проводили консультации по различным вопросам. Например, эстонцы делились с афганцами познаниями в кибербезопасности.

Но больше всего местному населению запомнились «прибалтийские стройбаты» – Провинциальные команды по восстановлению (PRT), занимающиеся обустройством инфраструктуры. Литовский отряд работал в Чагчаране, провинции Гор, латвийский в Мазари-Шарифе и Меймене, эстонский в Лашкаргахе, провинции Гильменд. Работали они весьма плодотворно. К примеру, литовцы построили 22 школы, библиотеку, здание для местной прокуратуры, женский хостел, шопинг-центр, оборудовали несколько компьютерных классов, отремонтировали здание провинциального апелляционного суда. Также они сделали поле для занятий лёгкой атлетикой и провели освещение улицы при помощи солнечной энергии. В качестве культурной программы литовцы провели ряд археологических экспедиций и перевели литовские детские сказки на язык дари.

Потери

Цена членства в НАТО не только большие расходы (одна только литовская миссия в провинции Гор в 2005–2013 годах обошлась бюджету в 300 млн литов), но и человеческие жертвы. В Афганистане погибли девять эстонцев, три латвийца и один литовец. Ещё один латвиец – капрал Давис Балтаболс – скончался в госпитале от болезни. Солдаты гибли в перестрелках, засадах на патрули, подрывались на минах. Свыше сотни жителей Прибалтики получили ранения.

Майор эстонской армии в Афганистане Сергей Гусельников:

«Конечно, для маленькой страны тяжело принимать потери, но это война; это наша ответственность как страны – члена НАТО».

Иногда трагедия происходила по вине союзников. Единственный пока погибший в Афганистане литовский солдат – сержант Арунас Ярмалавичюс – стал жертвой массовых беспорядков, спровоцированных американским снайпером, использовавшим Коран в качестве мишени на стрельбище. В результате возле базы НАТО в Чагчаране собрались 1–2 тысячи разъярённых афганцев. Толпа пыталась штурмовать базу, Ярмалавичюс погиб в перестрелке вместе с двумя гражданскими. Но власти не считают участие в операции напрасным. «Наши войска теперь лучше подготовлены для защиты Литвы», – сказал министр обороны Юозас Олекас, встречая литовских военных, возвращающихся на родину.

Центры мастерства

НАТО также подарил странам Балтии по учебно-аналитическому центру. Вильнюсу достался Центр энергетической безопасности НАТО, призванный помочь Европе достичь «энергетической независимости» от России, то есть разорвать единое инфраструктурное пространство Восточной Европы. В Таллине расположился Центр кибербезопасности, к радости подкованного в отражении хакерских атак президента Ильвеса борющийся против вездесущих компьютерных нападений. В свободное время Центр пишет методички по российским интернет-троллям и учит противостоять им в комментариях к новостям. В августе 2015 года в Риге открылся Центр стратегической коммуникации НАТО. Несмотря на утверждение Артиса Пабрикса, что к открытию даже мебель не успели занести, миссия нового учреждения связана с проблемой №1 для всего прибалтийского истеблишмента – войной с «неправильными» СМИ.