Политика Политика

Немцов и Дудаев: как Прибалтика определяет своих

В прибалтийских столицах прошли акции в память Бориса Немцова, в Вильнюсе именем Немцова хотят назвать улицу или сквер. Одновременно с этим в Латвии автор шуточной петиции о присоединении Латвии к России получил полгода тюрьмы, правозащитная организация Amnesty

International
критикует Латвию с Эстонией за неграждан, а Литву — за тюрьму ЦРУ. Либеральные ценности и права человека в Прибалтике существуют только для своих, причем свои определяются по единственному признаку: если человек против России или его можно использовать в борьбе против России, то он свой.

Двадцать лет назад в Прибалтике точно так же, как сейчас по Немцову, проходили акции «в поддержку чеченского народа». В Вильнюсе в 1997 году назвали сквер именем Джохара Дудаева, в Риге тогда же в честь Дудаева переименовали Аллею космонавтики. Прибалтийские власти устроили кампанию увековечивания памяти организатора этнических чисток русских в Чечне, идейного вдохновителя захватов больниц в Буденновске и Кизляре, взрывов железнодорожных вокзалов в Пятигорске и Армавире; инициатора похищений и публичных казней по законам шариата в Грозном.

Вся эта деятельность не останавливала руководство Литвы, Латвии и Эстонии, а только сильнее вдохновляла называть в честь Дудаева скверы и улицы. Моральная и реальная поддержка чеченских экстремистов из Прибалтики в открытую продолжалась вплоть до самого Беслана, а в неафишируемой форме — и после него. Потому что боевики из Чечни были против России — это определяющий критерий, при соответствии которому прибалтийский истеблишмент не видел в поддержке боевиков никаких проблем с либеральными ценностями и правами человека.

Либеральный подход применяется только к тем, кто против России, а по отношению к тем, кто за Россию, никакого либерализма и прав человека не предусмотрено — такая формула применяется в Прибалтике последние десятилетия.

В соответствии с этой формулой новый герой Прибалтики теперь — Борис Немцов. Погибшего год назад российского оппозиционера можно выгодно использовать в антироссийской работе, поэтому теперь Немцову, вслед за Дудаевым, «ландсбергисты» предлагают подыскать в Вильнюсе улицу или сквер. На годовщину смерти политика в прибалтийских столицах прошли акции памяти Бориса Немцова: в Риге на митинг вышли несколько десятков, в Вильнюсе — несколько сотен человек, вдохновленных местными политиками. «Я предлагаю организовать в Вильнюсе субботы свободы России», — заявил на литовском митинге по Немцову председатель партии «Союз Отечества — христианские демократы Литвы», европарламентарий Габриэлюс Ландсбергис. Внук dedule Ландсбергиса подчеркнул, что его партия позаботится о том, чтобы эта идея не была забыта и такое общественное движение в поддержку российской оппозиции и стремления к демократии было организовано — демократия и голос в поддержку свободы должны распространяться из Литвы!

Очень трогательна эта забота литовских консерваторов о свободе и демократии в России — о демократии в других странах, включая свою собственную, они так не беспокоятся. Совсем недавно Amnesty International в очередном своем секретном докладе напомнила о том, что в Литве несколько лет назад действовала секретная тюрьма ЦРУ. Появилась она с ведома и согласия близкого к консерваторам президента Валдаса Адамкуса. Но, разумеется, существование тайных тюрем, похищения и незаконное содержание под стражей никак не искажают голос Литвы в поддержку свободу и демократии — этот голос все так же чист, ведь он кричит о «русской угрозе».

Та же Amnesty International который год подряд обращает внимание на существование в Латвии и Эстонии неграждан. Причем если в Эстонии в положении неграждан произошли сдвиги к лучшему, то ситуация в Латвии представляется правозащитной организации беспросветной — изменений к лучшему в правах латвийских неграждан нет и не предвидится.

Но для самой Латвии такой проблемы, конечно, нет.

Эти 262 тысячи человек в большинстве своем все равно поддерживают Россию и Путина, поэтому в лишении их гражданских прав нет ничего недемократичного.

В Латвии и с негражданами свободы и демократии — завались!

Одним из проявлений латвийской «демократии и свободы» стали полгода тюрьмы за шуточную петицию о присоединении Латвии к России. «Ну, а если на самом деле, то этот документ не несет никакой значимости и является шуткой. А если у кого-либо плохо развито чувство юмора, то очень соболезнуем этому человеку», — говорилось в конце «петиции» Максима Коптелова. Латвийская республика шутки не оценила, юмора не поняла, а шутнику дала полгода реального срока.

Напомним, что год назад Полиция безопасности Латвии не увидела состава преступления в другой петиции, размещенной на таком же сайте общественных инициатив. Та петиция призывала отправлять неграждан и иное нелояльное Латвии население на подконтрольные спецслужбам территории. В призывах строить для пятой колонны концлагеря Латвийская республика шутку как раз-таки увидела и заявила, что разжигания национальной розни в петиции нет и «для привлечения к ответственности нет оснований». Похожая история случилась в соседней Эстонии. На прошлой неделе там уволили начальника противопожарного спасательного центра Сергея Менькова, без должного почтения к эстонской государственности комментировавшего на камеру парад в честь 98-й годовщины независимости Эстонии и выложившему видео на своей странице в Facebook.

«В Европу стекается грязь, беженцы семьями сидят в лагерях у границы с Сирией, ожидая возможности вернуться домой. К нам рвется обычный человеческий мусор, который нужно гнать любыми средствами. В Эстонии паразитируют 300 тысяч тибл, которые не адаптировались здесь, и как, по-твоему, можно сделать людьми эти миллионы рвущихся сюда ленивых тараканов?», — написал за полгода до скандала с русским пожарным на своей странице в Facebook специалист отдела по связям с общественностью Кайтселийта (Союза обороны Эстонии) Урмас Рейтельманн. За оскорбление всех русских Эстонии, названных «тиблами», за сравнение живых людей с мусором, грязью и тараканами чиновник не только не был отдан под суд за нацистские высказывания и разжигание национальной розни — Министерство обороны Эстонии специально объявило, что Рейтельманн уволен не будет.

Либерализм и права человека в Прибалтике — это пропагандистские фантомы, необходимые для информационной войны с Россией, и ничего более: по отношении к самим себе балтийские страны себя либерализмом и правозащитной тематикой не утруждают.

В Вильнюсе могут называть улицы в честь Дудаева и плакать по «невинным чеченским жертвам», пострадавшим от «неоимперской российской агрессии» 1990-х годов. А могут устраивать митинги в память Бориса Немцова, бывшего в 1990-е годы российским вице-премьером и потенциальным преемником президента Ельцина, инициировавшего «неоимперскую агрессию» в Чечне. Обстоятельства могут меняться, неизменно будет одно — антироссийская направленность прибалтийской политики. Сама Россия тоже может меняться, как она непрерывно менялась последние сто лет. Она может быть либеральной, консервативной, монархической, демократической, коммунистической. Но антироссийская основа прибалтийской политики останется неизменной.

Поэтому в Вильнюсе с Ригой возможны масштабные акции солидарности хоть с Дудаевым, хоть с Басаевым, хоть с Немцовым, хоть с «сирийскими повстанцами», хоть с украинскими радикалами. Они все там будут свои, потому что они все будут против России. Но не дай бог организовать в Прибалтике мероприятие в поддержку в поддержку России: тут-то и выяснится, как далеко простираются местные «свобода», «демократия» и «либерализм».