Пошутил – в тюрьму: латвийская Фемида переходит в режим военного времени
Лайма Каце
Нынешняя антироссийская истерия в странах Балтии начала давать свои плоды. Автор шуточной петиции о присоединении Латвии к России был приговорён к шести месяцам тюремного заключения.
«Если Латвия снова войдёт в состав Российской Федерации у всех жителей Латвийской республики откроются громадные перспективы развития, намного большие нежели при нынешнем нахождении в Евросоюзе. Уровень зарплат, пенсий и пособий станет также на порядок благоприятней для проживания. Если наше мнение не совпадает с вашим, то уж извените, у каждого человека есть право на высказывание своих мыслей (свобода слова)…
ПС: Ну а если на самом деле, то этот документ не несёт не какой значимости и является шуткой. А если у кого либо плохо развито чувство юмора, то очень соболезнуем этому человеку».
Именно этот текст петиции
В апреле прошлого года Полиция безопасности передала прокуратуре Рижского окружного суда материалы для возбуждения уголовного дела в соответствии с частью первой статьи 82 Криминального закона – «публичный призыв к ликвидации государственной независимости Латвийской Республики с целью включения Латвии в единое государственное образование с каким-либо другим государством или к ликвидации её иным образом».
Документ – шутка, не несёт никакой значимости, – гласит текст петиции. Это же первым делом сообщил и сам Коптелов, когда на его пороге оказались доблестные сотрудники латвийских спецслужб. Привлечённым во время следственных мероприятий лингвистам и юристам, однако, оказалось не до смеха. В петиции не было никакой шутки, а её текст – призыв к ликвидации государственной независимости, – гласило экспертное заключение.
Стартует судебный процесс.
Во время прений сторон воздух зала заседания пропитан политизированностью дела. Пример Коптелова должен быть другим наукой, – примерно так мотивировала жёсткость запрашиваемого наказания прокурор Илзе Ливиня, настаивая на полугодовом тюремном заключении для Максима с последующим двухлетним надзором Службы пробации. Это «должно стать сигналом для всех членов общества, которые должны знать: за преступление против независимости Латвии будет назначено адекватное наказание», – объясняла государственный обвинитель.
Укороченный приговор был зачитан в пятницу 26 февраля. Суд отверг юмористическую версию. Коптелов получил шесть месяцев тюрьмы. Не смешно!
Илона Булгакова, адвокат Максима Коптелова:
«Я считаю, что это позор для Латвии и это наказание чересчур суровое. Это очень плохой прецедент, связанный с ограничением свободы слова. Призыв [к подрыву территориальной целостности ЛР] должен быть конкретным и недвусмысленным, когда ясно, что человек действительно призывает ликвидировать государственную независимость и хочет этого. В данном случае доказательства всего этого неубедительны».
Илларион Гирс, юрист, правозащитник (Латвия):
«Обвинительный приговор в этом деле нелеп. Такое осуждение за общественно-политический юмор опускает Латвию по правам человека на предосудительный уровень Турции. Парня осудили в отсутствие состава преступления; ни субъективной, ни объективной стороны там нет. Это явное запугивание инакомыслящих, сигнал о запрете на сомнение в «истории успеха» современной Латвии. Речь о случае политической репрессии за мыслепреступление».
Сергей Середенко, юрист, правозащитник, бывший русский омбудсмен (Эстония):
«Очень интересный политический казус. Первое, на что я хотел бы обратить внимание и на что не обратили внимания мои многоуважаемые латвийские коллеги-правозащитники, так это то, что данной статьей УК Латвии Сейм лишил народ Латвии права на самоопределение. Право это прописано в Уставе ООН, и принадлежит оно как раз не нациям, а народам».
Не имеет значения, что субъектная сторона «преступления» (умысел) не была доказана должным образом, ведь Коптелов сам писал: петиция не более чем шутка, – неважно, что статья 82 ограничивается правом на свободу слова: латвийская Фемида сегодня слепа к подобным доводам. Ведь Латвия, как-никак, находится в состоянии гибридной войны со своим восточным соседом, о чём неоднократно говорили ведущие функционеры официальной Риги. Вот и судить Коптелова за его «пророссийскую петицию» было решено не в соответствии с правом, а по законам «гибридовоенного» времени.
«Судья и прокурор – молодые женщины, видно было, что им дали такую установку – посадить. Целью было запугать русскоязычных жителей Латвии, но получился обратный эффект – достаточно почитать комментарии о приговоре на разных латвийских новостных порталах. Это решение углубило пропасть между русскими гражданами Латвии и государством», – комментирует приговор сам Коптелов.
При этом та же Полиция безопасности не увидела состава преступления в петиции некоего Каспарса Межавилкса от 14 апреля 2015 года, которая призывает размещать «неграждан Латвии и граждан России на отдельных территориях, поднадзорных МВД и службам безопасности». Вердикт: «петиция об изоляции неграждан не повод для расследования».
Прекрасная демонстрация избирательности и политизированности латвийского правосудия.