Нет национализму и ксенофобии: европейские интеллектуалы отказались сидеть на собственном «товаре»
Алексей Ильяшевич
В Европе вызвало широкий резонанс открытое письмо 30 выдающихся писателей современности, которые призывают не допустить триумфа националистов и популистов на выборах в Европарламент. «Сражайтесь за Европу — или вредители ее уничтожат», — так озаглавлена публикация в Guardian, под которой подписались Милан Кундера, Бернар Анри-Леви, Салман Рушди, Энн Эпплбаум, Людмила Улицкая, Светлана Алексиевич и прочие видные представители либеральной интеллигенции. RuBaltic.Ru обращается к ним с простым вопросом: почему вы опомнились только сейчас?
«Давайте восстановим связь с нашей "национальной душой"! — иронизируете вы. — Давайте заново откроем нашу "потерянную идентичность"! Эту повестку дня разделяют популистские силы на всем континенте. Неважно, что такие абстракции, как "душа" и "идентичность", часто существуют только в воображении демагогов».
Абстракции, говорите? А «дух майдана», который «ничто больше не остановит», — это конкретика? А «бьющееся сердце всего континента со средоточием в Киеве» существует не в «воображении демагогов»? Это ведь Ваши слова, господин Бернар-Анри Леви.
Выступая с импровизированной сцены в центре украинской столицы, Вы не беспокоились о том, что на Украину «нападают лжепророки, опьяненные негодованием и бредящие возможностью захватить центр внимания». У вас вызвало восторг формирование «параллельного правительства» Арсения Яценюка, которое за два года погрузит страну в хаос и беспросветную нищету.
Беспокоиться вы начали позже, когда от ЕС отвернулись Великобритания и США, а пламенные речи о «национальной душе» и «потерянной идентичности» зазвучали в самой Европе.
На майских выборах в Европарламент либеральная демократия и ее ценности окажутся под угрозой. «В ответ на натиск националистов и идентитариев мы должны вновь открыть для себя дух активизма или признать, что негодование и ненависть окружат нас и поглотят, — пишут европейские интеллектуалы. — Мы должны срочно поднять тревогу в отношении этих поджигателей души и духа, которые от Парижа до Рима, останавливаясь по пути в Барселоне, Будапеште, Дрездене, Вене и Варшаве, хотят разжечь костер наших свобод».
Да, «поджигатели» останавливаются в Барселоне, Будапеште, Дрездене, Вене, Варшаве… но не в Киеве. Здесь все в порядке, не так ли?
Пещерный украинский национализм Вы холите и лелеете, не замечая его человеконенавистническую сущность, стремление к сегрегации собственного населения. Или замечаете, но считаете это нормальным явлением?
Светлана Алексиевич, нобелевский лауреат по литературе 2015 года, понимает мотивы убийц украинского писателя Олеся Бузины. Не оправдывает, но понимает. Интересно, а как бы Вы, Светлана Александровна, отнеслись к убийству кого-нибудь из Ваших коллег по цеху из демократического лагеря? Смогли бы понять мотивы палача? Сомневаюсь.
Очень странно видеть Ваше имя в списке тех, кто подписал письмо. Вы же без стеснения оправдывали самые извращенные формы национализма! По-Вашему, русский язык на Украине можно отменить «на какое-то время», чтобы «сцементировать нацию».
Украинскую, разумеется.
Цементировать украинскую нацию — это благое дело. Если же кто-то предложит «сцементировать» немцев, итальянцев или французов, то он моментально превратится в фашиста.
«У нас ничего не называют своими именами», — говорит
И вправду, зачем разбираться? Зачем задавать себе и остальным неудобные вопросы? Так ведь можно прийти к неудобным ответам. Можно, к примеру, выяснить, что зимой 2014 года в Крыму и Львове, Киеве и Донецке транслировались одни и те же украинские, заметьте, телеканалы, но почему-то жители юго-восточной Украины господствующей идеей майдана не прониклись.
А потом (не приведи Господи!) окажется, что все погибшие в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года были украинцами. «Неправильными», конечно, но украинцами, а не россиянами, как утверждал в ту ночь лидер «Радикальной партии» Олег Ляшко под громкие аплодисменты студии Савика Шустера.
К слову, за это пана Ляшко никто не призвал к ответу. Никто из «европейских патриотов» не обратил внимания на то, что один из главных претендентов на пост президента Украины (по итогам выборов он займет третье место) радовался изуверскому массовому убийству своих соотечественников.
Ляшко и сегодня колесит по Европе, где так боятся возрождения национализма. Недавно политик выступал на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы и рассказывал о трудностях, которые «агрессор» создает для дальнейшей интеграции Украины в цивилизованное сообщество.
И ему в ответ — аплодисменты! Это же Ваш «сукин сын». Вы с ним на одной волне.
В Вашем мировосприятии цель не просто оправдывает средства; во имя «великой» цели на средства можно просто не обращать внимания. Хватать первое, что попадается под руку. В случае с Украиной под руку попался дикий, живодерский национализм.
Хотелось бы еще раз вернуться к Вашей цитате, Людмила Евгеньевна: «Я даже не пытаюсь в этом разобраться». Весьма откровенное заявление. Разбираться в ситуации Вы не желаете, но громогласно именовать конфликт в Донбассе «русско-украинской войной» — это пожалуйста!
Вот и Ваша «соседка» по подписи, писательница и нобелевский лауреат Герта Мюллер утверждает, что война в Донбассе — это «наказание за то, что Украина решилась посмотреть в сторону Запада». Все просто и понятно. Когда же националисты (куда менее радикальные, чем их украинские «аналоги») набирают политический вес в Европе, Герта Мюллер и компания стремятся обличить их демагогию.
Многоуважаемый Бернар-Анри Леви, не смущал ли Вас подъем национального духа хорватов и боснийских мусульман во время войны в Югославии, разделение которой Вы приветствовали? А не наблюдаете ли Вы «поджигателей души и духа» в Ливии? Вы ведь много сделали и для ее «освобождения», о чем с гордостью рапортовали в интервью Le Parisien, и ни о чем не жалеете.
Да что там жалость! Вы преисполнены энтузиазма реализовать ливийский сценарий в Сирии: «Это единственный вариант, который дает нам шанс (пусть и небольшой, но это лучше, чем ничего) повлиять на политическую борьбу, которая развернется после свержения диктатуры».
Здесь Вы тоже разоткровенничались. Сирия для Вас — это арена политической борьбы, на которой Запад ищет свою выгоду. Такой же ареной в 2014 году была Украина, и на майдане Вы не поскупились на витиеватые эпитеты, рассказывая о величии духа свободолюбивого украинского народа. Но через несколько лет выясняется, что «такие абстракции, как "душа" и "идентичность", часто существуют только в воображении демагогов»...
Как объяснить такую парадоксальность Ваших убеждений? На самом деле, очень просто.
Национализм, популизм, ксенофобия хорошо идут на экспорт в страны, которые можно пустить в расход. Но во Франции, в Германии — в «Старой Европе»-то вам еще жить, граждане писатели и поэты!
Здесь ваш чудесный мирок, ваш рукотворный остров демократии, благоденствия и высоких жизненных стандартов, который в последнее время подмывают шторма. Во время сильного шторма иной остров может навсегда уйти под воду.
Вы это прекрасно понимаете. Югославия, Ливия, Украина — раскиданные вами семена популизма везде взошли и расцвели пышным цветом. Но пусть там и цветут. Вам этого «добра» не надо, не правда ли?
Неслучайно золотое правило наркодилеров гласит: «Не сиди на своем товаре».