Политика Политика

Оптимистов в Латвии становится больше, но пессимизм доминирует

Латвийские социологи фиксируют рост оптимизма жителей Латвии в уходящем году. При этом пессимистические настроения в латвийском обществе пока еще доминируют, а затяжной политический кризис, отсутствие правительства и бюджета на будущий год создают потенциал для снижения оптимизма. Каким был для населения Латвии уходящий 2018 год, какие факторы оказали наибольшее влияние на изменение настроения жителей и чего ожидать латвийцам от приближающегося 2019-го, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал директор Центра исследований рынка и общественного мнения SKDS Арнис КАКТИНЬШ.

— Г-н Кактиньш, в октябре нынешнего года прошли выборы в Сейм, которые преподнесли некоторые сюрпризы. Прогнозировали ли Вы подобные результаты, исходя из имевшихся у Вас данных?

— Когда мы общались весной, я говорил, что уровень доверия правительству и парламенту у нас традиционно очень низкий, и даже многие сторонники партий правящей коалиции не были удовлетворены ни Сеймом, ни Кабинетом министров.

Да, поддержка «старых партий» была сравнительно высокой, но значительная часть их сторонников утверждала, что хочет перемен. И вопрос был в том, что эти люди будут делать во время выборов — проголосуют за «старые» силы либо все же за «новые».

Результаты выборов как раз показали, что, к несчастью для трех коалиционных партий, очень многие граждане решили поэкспериментировать.

Опросы показывали этот потенциал, и во время выборов он материализовался.

— 2018 год подходит к завершению. Опираясь на опросы, какие настроения у жителей Латвии превалировали в этом году?

— Если смотреть на данные исследования «Латвийский барометр», которое мы, начиная с весны 2008 года, проводим ежемесячно, измеряя настроения жителей, могу сказать, что в целом на протяжении всего 2018 года основные показатели демонстрировали медленную тенденцию роста. То есть если мы сравним среднестатистические настроения жителей в этом году с прошлогодними, то заметим, что жители Латвии стали более оптимистичными.

На мой взгляд, это может быть немного странно и даже несколько неожиданно. Ведь после выборов в Сейм партии уже более двух месяцев не могут создать правительство. В связи с этим можно было предположить, что значительная часть общества, интересующаяся политикой, должна была бы с некоторой тревогой смотреть на этот процесс.

Арнис Кактиньш / Фото: LSM.lv

Однако наши опросы, наоборот, свидетельствуют об обратном. В октябре мы зафиксировали исторически самые высокие показатели оптимизма. В декабре был небольшой отскок, но все равно последние три месяца 2018-го отметились наибольшим уровнем оптимизма за весь год.

— Кого в Латвии больше: оптимистов или пессимистов?

— Если мы посмотрим с этого ракурса, то по многим параметрам пессимизм все еще явно доминирует. Правда, я хотел бы отметить, что значительная часть нашего общества по своей природе пессимистично настроена, и для них всегда стакан будет скорее наполовину пуст, чем наполовину полон. Но какими бы ни были абсолютные значения, в целом показатели все же заметно улучшаются.

Так, например, индекс личного или семейного материального благополучия, начиная с 2010 года, медленно идет вверх. Конечно, до сих пор на несколько процентных пунктов больше тех, кто материальное положение оценивает как плохое. Однако на протяжении всего года показатели улучшались.

В конце года плохим свое материальное положение видит лишь каждый четвертый житель страны, тогда как остальные три четверти населения оценивают его как хорошее или удовлетворительное.

Посмотрим на такой показатель, как возможность найти в Латвии хорошую работу. Удельный вес тех, кто считает, что хорошую работу найти тяжело, заметно снизился за 2018-й. Да, около половины опрошенных еще не удовлетворены имеющимися на рынке труда предложениями и считают, что эти возможности плохие, тогда как вторая половина оценивает их как хорошие или удовлетворительные. Но здесь я хотел бы отметить, что речь идет не просто о возможности найти работу, а именно о хорошей работе.

 А в целом можете ли Вы сказать, каким для жителей Латвии был уходящий год?

— За все время проведения опросов (с 1999 года) у 2018-го второй исторический показатель. Немного лучше жители Латвии оценивали только 2006 год.

Тех, для кого 2018 год оказался хуже, чем предыдущий, в Латвии только 13%, и это тоже исторически низкий показатель. То есть для абсолютного большинства населения уходящий год был или лучше, чем 2017-й, или такой же.

— Как жители Латвии оценивают развитие своей страны, есть ли по этим параметрам улучшения?

— Есть. Например, можно посмотреть, как респонденты оценивают нынешнее состояние латвийской экономики. Да, абсолютное большинство населения пока еще не считает экономическое положение хорошим, исключение составляют всего 11%. Однако все равно исторически с весны 2008 года у нас наилучшие показатели.

Плохим экономическое положение видят 40% населения, то есть меньше половины, а 51% считает его удовлетворительным.

Также меняется количество тех, кто считает, что Латвия движется в правильном либо неправильном направлении. В декабре каждый третий указывал, что ситуация развивается в правильном направлении, тогда как противников этого мнения было 47%.

Несмотря на то, что пессимизм продолжает доминировать над оптимизмом, в ноябре было одно из исторически наивысших оптимистичных показателей, что для жителей Латвии — очень хороший знак. Ведь, как я говорю, для большинства населения скептицизм является естественным состоянием.

— А в чем, на Ваш взгляд, причина этого улучшения показателей в 2018 году?

Мне кажется, что эти настроения где-то совпадают и с официальными статистическими показателями. Безработица в стране идет на убыль, а в Риге и ее окрестностях многие работодатели давно говорят, что им стало трудно найти работников. Также и средняя заработная плата растет, что отражается и на результатах наших опросов.

То есть материальное положение населения постепенно улучшается, и в нынешнем году этот показатель вырос стремительнее, чем в прошлом или позапрошлом году. Конечно, на уровне индивидов все может быть по-разному, у кого-то оно осталось на месте, у кого-то ухудшилось, но в целом оно все же идет вверх, а не вниз.

— Чего в связи с этим ожидать населению Латвии в 2019 году, прогнозируете ли Вы дальнейший рост оптимизма?

— На мой взгляд, следующий год будет туманным. Латвийская власть и общество живут как будто в параллельных вселенных: население по большей части не волнует, что происходит в сфере власти. И опросы это подтверждают: после прошедших выборов в стране до сих пор нет правительства, переговоры идут очень трудно, но население не волнуется и показатели оптимизма растут.

Не исключено, что если переговоры о правительстве зайдут в тупик, то страну будут ожидать досрочные выборы. Хотя я надеюсь, что до этого все же не дойдет, но на 100% не стал бы утверждать.

Вполне возможно, что даже если правительство и утвердят, то оно будет нестабильным и не особо работоспособным.

Чем закончится этот процесс, пока мне трудно сказать. Да, население особо не интересует, что происходит в сфере власти, но когда оно начнет чувствовать эффект от несформированного или нестабильного правительства на себе, то, конечно, настроения могут резко поменяться.

А почувствовать процесс люди смогут уже через пару месяцев. Бюджета-то на новый год у нас нет, и его отсутствие может сказаться на значительной части населения. Так что потенциал для снижения оптимизма тоже присутствует.
Читайте также
27 декабря 2018
Уходящий 2018 год — юбилейный год независимости Латвии, в котором столетие страны стало точкой фиксации исчезновения латышской нации как таковой.
25 декабря 2018
Интервью с политологом, ассоциированным профессором Латвийского университета Оярсом Скудрой.
21 декабря 2018
Бывшая президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга считает, что в случае досрочных выборов в Сейм к власти могут прийти новые силы, которые окажутся хуже нынешних.
27 декабря 2018
Уже почти три месяца избранные в Сейм партии пытаются сформировать правительство. Успехов к настоящему моменту не добились, зато латвийский народ смог вздохнуть свободно: без Кабмина, похоже, многим в Латвии жить нравится даже больше, чем с ним.