На Украине 26 декабря завершился срок действия правового режима военного положения, введенного в десяти областях страны месяц тому назад по итогам инцидента в Керченском проливе. Как показало время, военное положение имело имитационный характер, никоим образом не повлияв ни на жизнь граждан в десяти регионах, ни на укрепление обороноспособности страны в целом. Каких-либо политических дивидендов Петр Порошенко заполучить от введения военного положения также не сумел.
Когда Петр Порошенко инициировал введение полноценного военного положения сроком на 60 дней в масштабах всей страны, было понятно, что этот сценарий встретит сопротивление оппонирующих президенту финансово-политических групп (только в стенах парламента имеется около десяти претендентов на президентское кресло) и едва ли получит поддержку западных игроков.
В конечном итоге Порошенко был вынужден отступить, предложив парламентариям отдельным постановлением зафиксировать дату президентских выборов на 31 марта следующего года и ограничиться военным положением лишь в десяти областях сроком на 30 дней без ограничения прав физических и юридических лиц.
Следовательно, перенести президентские выборы на более поздний срок, например, на позднюю весну либо лето, когда протестные настроения традиционно снижаются, Порошенко не удалось. За оставшиеся до выборов три месяца их перенос представляется практически неосуществимым.
А ведь ранее, до назначения парламентом даты выборов, Порошенко и его команда могли «играть» этой датой, выискивая квазиправовые зацепки и используя подконтрольную судебную систему для переноса дня голосования на более удобный срок, о чем ходили слухи в первой половине года.
Ближе к концу военного положения на одном из согласительных советов Верховной рады лидеры оппозиционных фракций требовали у своих провластных коллег ответа на вопрос: зачем все-таки оно было введено и как это повлияло на обороноспособность страны?
Внятных ответов не прозвучало, поскольку в действительности военное положение имело имитационный характер.
Примечательно, что по данным социологии, около 65% граждан не поддержали решение о введении военного положения, а примерно 55% украинцев расценили данную инициативу Порошенко как способ отсрочки президентских выборов.
Лишь 22% расценили ее как заботу президента о безопасности страны.
Никаких изменений жители тех областей, где было введено военное положение, не почувствовали.
Конкуренты Порошенко не столкнулись с дополнительными трудностями при ведении предвыборной кампании в десяти регионах, где действовал специальный режим.
Международные институции продолжили кредитование Украины, выделив за это время примерно 2 млрд долларов.
Гривна, потерявшая в цене в день голосования за введение военного положения 3–4%, быстро восстановила свои позиции и затем даже несколько укрепилась благодаря предоставленным государству кредитам.
Предпринятые в рамках укрепления обороноспособности страны меры ограничились проведением локальными сборами резервистов, но подобные сборы проводились и в предыдущие годы без объявления военного положения.
Под предлогом рисков для национальной безопасности Киев с начала действия военного положения закрыл россиянам мужского пола в возрасте 16–60 лет въезд на территорию Украины (за время действия военного положения в страну не пропустили около 1,6 тысячи человек), но опять-таки — подобные ограничения вводились еще в 2014 году и без военного положения. Решением Совбеза этот запрет продолжает действовать после прекращения срока действия военного положения, а эти сроки не называются.
Военное положение несколько затруднило состояние дел частного бизнеса, но говорить о серьезных последствиях не приходится.
Введение военного положения, пускай и в «мягком» варианте, традиционно указывается в контрактах в качестве форс-мажора. Кроме того, такое положение затрудняет подписание новых контрактов, а также несколько увеличивает финансовую нагрузку на предприятия (например, контрагенты требуют стопроцентную предоплату, не соглашаясь на отсрочку платежа либо уменьшая срок последней).
Более настороженно к Украине после военного положения наверняка будут относиться потенциальные зарубежные инвесторы. Но, повторимся, о необратимых последствиях говорить не приходится, особенно учитывая то состояние, в котором в последние годы пребывает украинская экономика в целом.
Ввиду военного положения в ряде регионов были перенесены выборы в объединенные территориальные общины (в рамках административно-территориальной реформы и реформы децентрализации укрупняются села и поселки городского типа), но существенного влияния на жизнедеятельность данных населенных пунктов это не возымело, а сами выборы пройдут в первые месяцы 2019 года.
Отмена нескольких авиационных рейсов и перенос двух международных футбольных матчей в Киев из Харькова и Полтавы — еще одни последствия военного положения, но масштаб данных событий совершенно незначителен.
Остается констатировать, что военное положение, впервые введенное в истории постсоветской Украины, оставило намного больше вопросов, чем ответов, став, в сущности, имитацией.Предвыборные расклады военное положение изменить не сумело, более того, отныне четко определена дата президентских выборов, на которую будут окончательно ориентироваться все политические игроки и их предвыборные штабы.