Подходит к концу 2017 год, ставший еще одним годом испытаний для украинского общества. Согласно социологическим исследованиям, более половины украинцев в целом оценили 2017 год как тяжелый и плохой. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспоминает самые резонансные события и основных ньюсмейкеров уходящего года в «стране победившего Майдана».
Политик года
Михаил Саакашвили. Экс-президент Грузии, лишенный украинского гражданства, стал главным ньюсмейкером украинской политики во второй половине года.
Развернутая инфраструктура протестов, известная как «Михомайдан», постепенно становится инструментом долгосрочного давления на президента Петра Порошенко и его команду.
Событие года
Урезание соцпакета для населения. С сентября Верховная рада штамповала антисоциальные реформы одну за другой: пенсионную, медицинскую, образовательную, судебную. В интересах коммунальных и энергетических монополий был принят закон «О жилищно-коммунальных услугах».
По опросам Центра Разумкова (октябрь 2017‑го), уровень поддержки населением вышеуказанных реформ колеблется в пределах 12–26%.
Прорыв года
Вновь пальму первенства необходимо отдать Михаилу Саакашвили, сумевшему прорвать западную границу Украины. Киевские власти, «защищающие всю Европу от российской агрессии», не сумели сдержать Саакашвили и несколько десятков человек из его окружения при пересечении границы.
Бизнесмен года
Сергей Тигипко. Отошедший после событий 2014 года от публичной политики, Тигипко успешно развивал свой бизнес в 2017 году: выкупил у российской «Северстали» предприятие «Днепрометиз» и VS Bank — у «Сбербанка России», взялся за строительство дорогостоящего проекта Podol Mall в Киеве, закупил для своих бизнес-потребностей 266 единиц вагонов-хопперов, запустил вместе с партнерами первый в стране мобильный банк Monobank (аналог российского «ТинькоффБанка»), купил у «Альфа-Банка» систему электронных денег.
Страховая компания Тигипко «ТАС» увеличила уставной капитал в два раза, а «ТАСкомбанк» за девять месяцев текущего года увеличил чистую прибыль в 22,5 раза.
Жизненный путь Сергея Леонидовича подтверждает, что этот бизнесмен и политик (успевший поработать вице-премьер-министром Украины и при «днепропетровских», и при «донецких» с интервалом в десять лет) — мастер вовремя «залечь на дно», чтобы затем триумфально вернуться в самые высокие киевские кабинеты.
Остается лишь предполагать, совершит ли Тигипко очередной «камбэк» в политическое пространство по итогам плановых выборов 2019 года.
Неудачник года
Игорь Коломойский. Государство и конкурирующие финансово-политические группы на протяжении 2017 года лишали его активов.
Однако не лишили окончательно: по большинству активов продолжаются судебные тяжбы в украинских судах.
20 декабря стало известно, что Высокий суд Лондона издал приказ о всемирном аресте активов Коломойского. Истцом выступил украинский «ПриватБанк», год назад перешедший из рук Коломойского в руки государства. Дело в том, что Игорь Валерьевич не выполнил взятые на себя обязательства по покрытию убытков государства, понесенных при национализации финучреждения.
Правда, Коломойский называет этот арест временным — на период рассмотрения поданного «ПриватБанком» иска.
Профнепригодность года
Едва ли кто способен составить конкуренцию в данной номинации Павлу Климкину, главе МИД Украины. «Блестящая» работа климкинского МИД привела к осложнению отношений Украины с Беларусью, Польшей, Венгрией, Румынией, Болгарией, Чехией, Сербией, а также международными структурами в лице ЕС, Совета Европы, ОБСЕ.
Фиаско года
Состоявшийся в июле саммит Украина — ЕС завершился без подписания итоговой декларации: Киев настаивал, чтобы в совместном заявлении была фраза о том, что Евросоюз «признаёт европейские стремления Украины и приветствует ее европейский выбор», но Нидерланды, Германия и Франция выступили против.
Не дал поводов для оптимизма киевским «верхам» и состоявшийся в ноябре саммит «Восточного партнерства».
В сухом остатке единственным результатом саммита для Киева стало подписание договора о распространении индикативных карт Европейской транспортной сети TEN‑T на Украину. На этом, собственно, всё.
Пиар-событие года
«Безвиз». По сути, это единственное достижение киевской власти с 2014 года. Хотя Украина могла бы получить «безвиз» еще три года назад одновременно с Молдавией, не случись Евромайдан и последовавшие за ним события.
Кстати, над «безвизом» нависла угроза приостановки: если киевские «верхи» продолжат блокировать работу ориентированных на Запад антикоррупционных структур, «окно в Европу» может захлопнуться.
Об этом сообщила посол Франции на Украине Изабель Дюмон.
Запрет года
В мае Петр Порошенко подписал указ о блокировании на территории Украины российских сайтов «ВКонтакте», «Одноклассники», Mail.Ru. Истинная причина этого, вероятно, кроется в том, что Порошенко начал свою предвыборную кампанию, ориентируясь на националистически настроенный электорат, который поддерживает идею о необходимости разорвать все связи с Россией.
Побег года
«Оппозиционный блок», проявляющий излишнюю сервильность к власти, в этом году продолжили покидать сколько-нибудь харизматичные политики. Нестор Шуфрич присоединился к партии «За жизнь», заявление на выход из «Оппоблока» написал Михаил Добкин, в самостоятельное политическое плавание, вероятно, отправится Вадим Новинский.
Убийство года
В марте в Киеве был убит беглый экс-депутат Госдумы от КПРФ Денис Вороненков. Преступление по-прежнему не раскрыто.
Сделка года
Это покупка пенсильванского угля по 113 долларов за тонну, что обошлось примерно на треть дороже по сравнению с существовавшими на момент заключения контракта котировками на бирже в Роттердаме.
Заключение столь невыгодного с экономической точки зрения контракта является платой Киева за лояльность Вашингтона.
Стройка года
В ноябре в Чернобыльской зоне началось строительство Централизованного хранилища отработавшего ядерного топлива (ЦХОЯТ). Подряд получила американская компания Holtec International, стоимость проекта оценивается в 1,4 млрд долларов.
Если украинская власть заявляет, что этот шаг поможет в перспективе уменьшить зависимость от РФ в сфере атомной энергетики, то экологи предупреждают о наличии серьезных рисков.
«Прожект» года
Предлагаемый литовскими политиками «план Маршалла для Украины», направленный на предоставление стране масштабной финансовой помощи. В ходе ноябрьского саммита «Восточного партнерства», где литовцы планировали лоббировать этот проект, о нём не прозвучало ни слова.
Вместо «плана Маршалла» на Украине постепенно реализовывается «план Моргентау».
Цифра года
77 млрд долларов – именно такой отметки достиг госдолг Украины, что эквивалентно примерно 85% от ВВП. Всего за год госдолг «вырос» на 6 млрд долларов.
Анализ долговой нагрузки на госфинансы Украины свидетельствует о том, что страна переходит в малопочетную категорию вечного должника.
При этом западные структуры практически свернули кредитование Украины, поскольку киевские «верхи» не выполнили целый перечень взятых на себя обязательств.
Убытки года
1,8 млрд долларов — именно столько, по оценке Нацбанка, потеряла Украина от блокады Донбасса. Государство не смогло пресечь самоуправство «активистов», более того — легитимизировало блокаду решением Совбеза.
Шутка года
В феврале экс-премьер Арсений Яценюк, начавший в 2014 году строительство стены на границе с РФ, предложил администрации Трампа свою помощь в сооружении заградительных сооружений на границе с Мексикой.
«Если надо, то можем передать проект в Соединенные Штаты Америки — будет дешевле и эффективнее», — сообщил Яценюк.
Неизвестно, смеялись ли над подобным предложением в Вашингтоне, но украинскую публику Арсений Петрович повеселил знатно.
Обмен года
27 декабря на Донбассе состоялся обмен 73 украинских комбатантов на 233 сторонника ЛДНР (в том числе обвиняемых по «политическим» статьям). Прогресс в части выполнения пункта №6 «Минска-2», предусматривающего обмен пленных и незаконно удерживаемых лиц, дарит надежду на выполнение прочих пунктов договоренностей в ближайший год-два.
Рекорд года
Оператор украинской ГТС «Укртрансгаз» поставил рекорд по транзиту российского природного газа за последние 7 лет: по итогам года этот показатель составит более 90 млрд. кубометров.
Однако с введением в эксплуатацию обходных трубопроводов транзит газа через Украину рискует сократиться в несколько раз.
Прибыль года
По оценкам украинского журнала «Новое время», суммарное состояние 100 самых богатых украинцев за 2017 год увеличилось на 33%, составив 26,7 млрд долларов. Наибольшие темпы роста продемонстрировали олигархи, в чью сферу интересов входит горно-металлургический комплекс, – Ринат Ахметов, Константин Жеваго, Вадим Новинский.
Читайте также:
Герои года — 2017: номинации RuBaltic.Ru