Политика Политика

«В 2017 год большинство литовцев смотрит без оптимизма»

В 2016 году Литва пережила череду громких коррупционных скандалов, выбрала новый парламент, получила новое правительство и продолжила готовиться к отражению «российской агрессии». Об итогах 2016 года для Литовской Республики и ожиданиях литовцев на новый 2017 год RuBaltic.Ru рассказал руководитель информационно-аналитического портала Baltnews.lt Анатолий ИВАНОВ.

«СОСКУЧИЛИСЬ ПО ПЕРЕМЕНАМ»

– Г-н Иванов, какими Вы видите итоги 2016 года для Литвы? Чем интересен этот год, какими событиями он запомнился?

Естественно, что первое и самое важное событие в Литве в 2016 году – это парламентские выборы и их результаты. Страна вступает в новый политический цикл, который завершится в мае 2019 года выборами президента. Литва ещё не вступила, она именно что вступает в этот новый политический цикл. Полноценное вступление состоится чуть попозже, потому что новый политический цикл для Литвы, как и для многих других стран Восточной Европы, начнётся 20 января 2017 года со вступления в Белый дом господина Трампа.

На парламентских выборах уходящего года победила партия, которая не должна была победить. В крайнем случае она могла быть второй-третьей, но никак не победить. Партии, проигравшие эти литовские выборы, когда они говорят о выборах в каких-нибудь Франциях, Германиях, Италиях, Нидерландах, не стесняются заявлять, что граждане этих государств соскучились по переменам. Но они совершенно не готовы проецировать эту ситуацию на себя.

Ведь приход к власти Литовского союза крестьян и «зелёных» – это тоже демонстрация того, что граждане соскучились по переменам.

Вопрос только в том, будут ли эти перемены? На мой взгляд, главный итог 2016 года в Литве – это даже не выборы, а череда коррупционных скандалов, которые весь год сотрясали Литву. Я имею в виду скандал с либералами, лидер которых, идейный борец с коррупцией Ремигиюс Масюлис, попался на взятке

. Взятка не очень большая, но тем позорнее, что он попался именно на мелкой взятке.

Затем – правительственный скандал, совершенно срамная ситуация с «золотыми» ложками и вилками Министерства обороны. И этот скандал – это только то, что лежит на поверхности. Потому что это же министерство показывает и другие, столь же удивительные цифры расходов на приобретение 88 бронемашин, которые заведомо не могут выполнять свои функции.

Добавьте к этому скандалы с Министерством охраны природы и социал-демократом – мэром Друскининкая, с Министерством сельского хозяйства и госзакупками, последние скандалы с «Литовской железной дорогой».

Не слишком ли впечатляющая череда коррупционных скандалов за один год для такой маленькой страны, как Литва, где все друг друга знают и все видны как на ладони?

– Может, именно эти скандалы и предопределили исход парламентских выборов? Может, именно они способствовали победе несистемной партии – Литовского союза крестьян и «зелёных»?

Саулюс Сквернялис и Рамунас Карбаускис – лидеры Литовского союза крестьян и «зелёных»

– Я думаю, что рядовому избирателю было глубоко до лампочки, что там творят за его спиной народные избранники в правительстве. Потому что в Литве коррупционный скандал давно уже считается нормой. Если дать чаевые официанту – это признак хорошего тона, то почему дать взятку врачу – это плохо? Это тоже нормально. Для Литвы это норма.

Я не знаю, как новое правительство будет решать проблемы коррупции, учитывая, что Литву эти проблемы пронзают насквозь. Это даже не проблемы, это язвы на теле литовского государства, которые образовались очень давно и никак не могут зарубцеваться.

«УСТАЛИ ОТ “РУССКОЙ УГРОЗЫ”»

– Изменилось ли в уходящем году отношение литовцев к России? В Вильнюсе всё так же боятся русских танков и ожидают «зелёных человечков» на улицах города, или всё же произошло некоторое оздоровление социально-психологической атмосферы?

– О каком оздоровлении Вы можете говорить, если первая же резолюция, принятая Сеймом нового, 12-го созыва – парламентом, который возглавила несистемная партия «аграриев», декларировавшая во время выборов перемены во внутренней и внешней политике и дружеские отношения с соседями, – так вот, первая же резолюция – это резолюция о преемственности внешней политики в отношении Украины и санкций против России?

Какого оздоровления можно ожидать после этого? Я думаю, что всё у нас в отношении к России будет идти по накатанной хотя бы потому, что остался на посту министра иностранных дел наш приснопамятный господин Линас Линкявичюс.

В декабре МИД РФ обвинил Линкявичюса в отравлении российско-литовских отношений
Впервые за 16 существовавших правительств в новом, 17-м правительстве должности главы МИД и министра обороны победители выборов отдали другой партии.

С одной стороны, «аграрии» назначают министров, которых предложила президент страны, но с другой стороны, так не делается, потому что, кроме одобрения президента, эти люди должны ещё вписываться в команду. Посмотрим, что у них в результате такого подхода получится. Я не желаю им неудачи: хотелось бы, чтобы всё-таки что-то получилось, потому что люди в самом деле голосовали за перемены. Но я боюсь, что эти деятели так и продолжат говорить про «русскую угрозу».

– Но это Вы говорите об отношении политиков, правящего класса. Изменилось ли отношение простых людей: верят ли обычные литовцы заклинаниям руководства про «русскую угрозу»?

Я Вам рекомендую зайти на литовские сайты и почитать, какие комментарии оставляют простые литовцы под статьями про «русскую угрозу». Количество людей, которые верят в реальность вооружённого конфликта в результате военной агрессии против Литвы со стороны России, очень невелико.

Статистики у меня нет, но я думаю, что, появись сейчас в Литве российские «зелёные человечки», национальной трагедией это будет примерно для 20% населения – не более того.

Для остальной массы людей это трагедией не будет. Люди уже настолько устали от нынешнего милитаристского угара, от постоянных лозунгов про «русскую угрозу», от постоянного приобретения в спешке так называемого оружия, которым именуется старьё, давным-давно пришедшее в негодность и сплавляемое за ненадобностью Литве иностранными армиями, потому что проще «это» отдать Литве, чем утилизировать!

И такие хаотичные приобретения иностранного металлолома выдаются за перевооружение Вооружённых сил Литвы. Наверное, эти судорожные движения выгодны министру обороны или генералам Генерального штаба. Но литовцам-то это зачем? Литовцы же понимают, что КПД Вооружённых сил и их обороноспособность в результате не увеличиваются, а уменьшаются. Весь приобретённый хлам становится обузой, которую нужно будет постоянно ремонтировать, таскать на буксире.

Поэтому литовцы не могут быть рады этой неспадающей военной истерии по поводу «зелёных человечков».

Лучше уж «зелёные человечки», чем эта истерия. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца.

– Литовское правительство всерьёз готовит страну к отражению российской военной агрессии?

– Я не думаю, что наше правительство до конца понимает, как нужно готовить страну к отражению какой бы то ни было военной агрессии. Внезапной, ожидаемой, с воздуха, с моря или с суши – из вашей Калининградской области. Они этого не понимают. Они не понимают, как ведутся современные войны, как действует современная военная техника. Не вижу я в Литве профессионалов военного дела, и сами литовские военные говорят, что профессионалов в их деле в Литве почти нет.

От осознания в глубине души этого факта вся наша надежда на самом деле – на союзников. А помогут ли нам в случае чего союзники – это теперь станет ясно после 20 января 2017 года, то есть после вступления в должность президента США господина Дональда Трампа.

«ОТЫГРЫВАНИЕ ОБЕЩАНИЙ»

– С каким настроением встречают литовцы новый 2017 год? Ждут ли они от нового года изменений к лучшему, присутствует ли в литовском обществе социальный оптимизм?

Социальный оптимизм – материя тоненькая, пощупать его руками вряд ли получится, но, наверное, когда новый министр социальной защиты и труда первым делом начинает заниматься обустройством беженцев, чтобы они не хотели убежать из Литвы, это свидетельствует не в пользу социального оптимизма.

Парламент Литвы

Когда правительство с парламентом начинают заниматься вопросами искусственного оплодотворения женщин, которые не могут иметь детей естественным способом, то это важный вопрос, но, наверное, не самый главный из тех, которыми стоило бы заниматься. Когда решается вопрос о повышении акцизов на алкоголь, то это тоже не магистральный вопрос.

Поэтому я думаю, что в 2017 год большинство литовцев смотрит без оптимизма.

И это видно в цифрах, в цифрах той же миграции. На 1 декабря 2016 года Литву покинули 44 тысячи человек, что на четыре тысячи человек больше, чем за 11 месяцев 2015 года.

Это первое. Второе. Когда Литва 1 января 2015 года вступала в зону евро, соотношение евро к доллару было 1,23 к 1. Сейчас это соотношение 1,04 к 1. То есть обесцениваются деньги – вот что плохо. Зарплаты не растут, пенсии не растут, а деньги обесцениваются. Обещали повышение пенсий на 40 евро, сейчас говорят про 5–10 евро. Происходит обычное для нашей политики отыгрывание назад своих обещаний после того, как люди попали во власть.

– Но если социального оптимизма не ожидается, то ожидается, очевидно, дальнейший рост эмиграции из Литвы.

Эмиграция – это наша самая большая беда. Всё-таки мы теряем ежегодно около 2,5% трудоспособного населения. Такими темпами через 30 лет здесь вообще никого не останется. Как бороться с эмиграцией, никто не знает, притом что это актуальнейшая проблема.

Количество молодых рабочих рук, здоровье нации, благополучное социальное обеспечение стариков, обороноспособность страны – всё в государстве зависит от рабочих рук, от молодых трудоспособных людей.

А у нас в Литве таких скоро совсем не будет.

И никого во власти это совершенно не волнует. Нам не до этого, мы будем заниматься покупкой военного хлама и повышать акцизы на алкоголь.