Политика Политика

Луганский политический кризис — выводы

Долгое время политическая жизнь в народных республиках Донбасса была относительной тихой, без ярко выраженных эксцессов. Это позволяло украинским и западным пропагандистам утверждать, что никакого реального политического процесса в ДНР и ЛНР нет, что всё и все контролируются Москвой. Следовательно, вести какой-либо диалог с представителями республик не имеет смысла — разговаривать надо исключительно с Кремлем. Однако 22 ноября на улицах Луганска появились вооруженные люди, подчиняющиеся руководителю МВД республики Игорю Корнету, которого незадолго до этого отстранил от должности глава Луганской народной республики Игорь Плотницкий.

Что произошло? По большому счету, то, что происходит на протяжении тысячелетий под всеми широтами, — борьба за власть. В результате этой борьбы Плотницкий ушел в отставку.

Из ситуации в ЛНР можно сделать ряд выводов.

Во-первых, что бы ни писали украинские СМИ и ни заявляли украинские и западные эксперты, тотального контроля Кремля
над республиками Донбасса нет. Если бы такой контроль существовал, то любая внутриполитическая борьба в республиках проходила бы тихо, «под ковром», и не попадала бы в публичную сферу.

Любые споры между руководителями решались бы в Москве.

А раз публичное противостояние продолжалось почти неделю, на улицах столицы Луганской народной республики были вооруженные спецназовцы и даже гвардейцы ДНР, это говорит о том, что тотального контроля со стороны Москвы не существует. Поэтому на Западе должны понять, что, если они хотят мира в Донбассе, для этого есть только один путь: заставить Киев напрямую говорить с Донецком и Луганском, а не пытаться решить все вопросы через Москву. 

Во-вторых, ряд политологов в начале луганского кризиса заявлял, что Плотницкий останется «у руля» ЛНР, так как его подпись стоит под вторыми Минскими соглашениями. Они оказались неправы, потому что как Плотницкий, так и Захарченко подписали соглашения как обычные граждане, а не как главы республик. 

Александр Захарченко / Фото: apostrophe.ua

В документе напротив их подписей стоят только имя и фамилия, а вот должности не указаны, так как Украина отказывалась подписывать любые бумаги, где бы фигурировали названия самопровозглашенных республик. Захарченко и Плотницкий даже не идентифицированы в договоре как представители отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Почему так?

Всё очень просто: Порошенко

 не собирался вести переговоры с Донецком и Луганском, он не собирался и не собирается выполнять Минские соглашения. Поэтому именно украинцы настояли, чтобы Александр Захарченко и Игорь Плотницкий подписали документ без указания всяких регалий, чтобы у Киева потом не было обязательств вести с ними диалог. Но, с другой стороны, Украина в лице экс-президента Кучмы взяла на себя обязанность выполнять Минские соглашения, так как Кучма указан в документе как спецпредставитель Украины.
Леонид Кучма / Фото: 2000.ua

ДНР и ЛНР такие обязательства на себя не брали, так как должности Захарченко и Плотницкого не указаны. Но, видимо, чтобы не было никаких ненужных проблем с ОБСЕ и Западом, Плотницкий назначен уполномоченным по исполнению Минских соглашений в ЛНР. И, кстати, никаких противоречий самим соглашениям в этом нет. Плотницкий не идентифицирован в документе, а значит, может продолжать работу по исполнению соглашений на новой должности.

Конечно, вся эта юридическая казуистика в реальности мало чего стоит. Для реализации «Минска-2» нужна политическая воля, и прежде всего Киева. А для этого нужен отказ от идей «пещерного национализма» и радикального унитаризма, нужно признание факта, что люди в разных регионах Украины разные.

Но нынешний киевский режим демонстрирует прямо противоположное: продолжается насильственная украинизация, в первую очередь в языковой сфере. Из-за этого Киев уже успел поссориться с Бухарестом, Варшавой и Будапештом. Кроме того, на Украине непрерывно идет «канонизация» нацистских преступников. Так, во Львове открыли новый памятный знак Роману Шухевичу, офицеру СС, командиру батальона «Нахтигаль», человеку, который имеет отношение и к еврейскому погрому во Львове, и к уничтожению поляков на Волыни. 

Когда у государства такие герои, то ждать от его руководства мирных и рациональных инициатив не стоит. Наоборот, нужно ждать разжигания войны.

Собственно, это и продемонстрировал Киев, заняв несколько сёл в «серой зоне» во время развертывания внутриполитического кризиса в ЛНР. Также со стороны Вооруженных сил Украины была попытка большого наступления, но оно было сорвано ополченцами Донбасса. Украинская сторона понесла серьезные потери.

Чтобы как-то объяснить обществу произошедшее, украинское командование не придумало ничего лучше, как обвинить во всём погибшего командира роты, который якобы пошел в наступление по своей инициативе.

Зачем?

Просто украинского обывателя продолжают пичкать «легендой» о сильнейшей украинской армии, которая, если будет приказ, сотрет с лица земли и Донецк, и Луганск. Разумеется, умалчивая, каких потерь ВСУ будет стоить такой «марш-бросок».

Поэтому и украинскому военному командованию, и пропагандистам легче обвинить в потерях командира роты, который якобы захотел славы, чем признать, что война — это не веселая прогулка. И что украинских бойцов может ждать новый Иловайск или Дебальцево.
Просто украинского обывателя продолжают пичкать «легендой» о сильнейшей украинской армии

В контексте политического кризиса в ЛНР необходимо обратить внимание и на официальную версию спецслужб народной республики о том, что в окружении Плотницкого во время его нахождения у власти засело много агентов влияния, которые работали на Украину.
Проблема «украинствующих» в ЛДНР действительно есть. Их можно разделить на три категории.

Первая: те, кто открыто выступают за Украину. Это чаще всего пожилые люди, которые не понимают, что в реальности происходит в постмайданной Украине. Они еще живут воспоминаниями о стране времен Януковича и думают, что за линией соприкосновения всё осталось по-прежнему. 

Вторая: якобы нейтральные. Выступают будто бы не за Украину, не за ЛДНР, а «за правду». При этом в ходе дискуссий в социальных сетях пытаются обелить Украину, очернить народные республики и Россию. В отличие от первой категории, они не являются наивными; чаще всего во главе угла у этих лиц стоят меркантильные интересы.

Третья: якобы сторонники республик. Репрезентуют себя как пламенных патриотов ЛНР и ДНР. При этом в ходе сравнений нередко становятся на сторону Украины. Часто делятся «фейковой» информацией, которая, даже будучи опровергнутой, оставляет в сознании человека определенный след. Используются спецслужбами Украины для разжигания паники в социальных сетях.

«Украинствующие» лица становятся опасны, если оказываются на политических либо социально значимых должностях в народных республиках. От таких личностей стоит ждать саботажа и, как говорили в советские времена, вредительства.

Как бы там ни было, но ситуация в Луганске показала: вопреки заявлениям Киева, политическая жизнь на Донбассе далеко не «стоячее болото».