Политика Политика

ЕС вернулся к политическому давлению на Беларусь

Европарламент принял резолюцию, содержащую резкую критику Республики Беларусь. Прогресс Беларуси в сфере демократических ценностей называется недостаточным, руководство страны обвиняется в «нарушении прав человека». Резолюция Европарламента демонстрирует, что ЕС по-прежнему не готов к конструктивным отношениям с Минском, предпочитая прагматике политическое давление, поучения о «демократических ценностях» и требования «определиться» с геополитическим выбором.

После отмены большей части санкций Евросоюза против Беларуси в начале этого года многие наблюдатели сочли, что в отношениях Минска и Брюсселя наступил период очередной «оттепели» и «перезагрузки».

Под занавес года выясняется, что даже если этот период и наступил, то он оказался крайне непродолжительным и уже подходит к концу. Евросоюз остаётся верен своей риторике и своей политике и не намерен менять подход к отношениям с Минском.

Доказательством тому стала принятая в минувший четверг резолюция Европарламента «Усилия Беларуси по отстаиванию демократических ценностей являются недостаточными».

В этой резолюции Минску припомнили всё и сразу, как будто и не было отмены санкций и попыток возобновления политического диалога.

«С 1994 года в стране не было свободных и справедливых выборов. Попытки добиться прогресса в их проведении во время президентских и парламентских выборов в 2015‑м и 2016 годах оказались недостаточными. Ключевые секторы белорусской экономики всё ещё находятся под контролем государства, ни одна новая политическая партия не была зарегистрирована с 2000 года, были применены новые способы преследования или даже тюремного заключения оппозиции», – говорится в документе.

Если внимательно вчитаться в отчёты миссий наблюдателей ОБСЕ и других западных мониторинговых групп, отслеживавших выборы в Беларуси, то «прогресс по-европейски» на белорусских выборах заключается в том, проходит ли на выборах в органы власти прозападная оппозиция. Эта оппозиция априори не может подвергаться тюремному заключению и иным формам преследования, даже если деятельность её активистов десятилетиями сводится к тому, чтобы поднять в Минске вооружённый мятеж.

Наконец, даже свободы выбора экономической модели Беларусь не имеет: преобладание в структуре экономики госпредприятий ставится Минску в вину через запятую с «нарушениями прав человека» и на основании доминирования госсектора в экономике вне всякой логики делается вывод о «недостаточности усилий Беларуси по отстаиванию демократических ценностей».

Евросоюз по-прежнему не собирается разговаривать с Минском на равных: он говорит с позиций ментора и учителя жизни, указывая белорусам, какая у них должна быть экономика и кто должен побеждать на выборах, грозя за малейшее неповиновение заклеймить за «нарушения прав человека» и «отход от демократических принципов».

В Брюсселе предполагается, что «просвещённые европейцы» – это Высший Судия во всём, что касается демократии и прав человека. Только они могут решать, где демократия, а где диктатура, где выборы честные, а где государство нелегитимно и требуется смена режима. Европейские политики уверены, что только они обладают правом использовать правозащитный дискурс (в их-то странах, Латвии, Литве или Австрии, никаких проблем с демократией, честностью выборов и соблюдением прав человека не может быть по определению), что они имеют монополию на применение правозащитной тематики.

В результате правозащитная тематика в европейских руках превращается в политический инструмент, который «просвещённые европейцы» используют как дубину против всех неугодных. В ход эта дубина пускается крайне избирательно, в строгом соответствии с политической целесообразностью.

Например, когда решалась судьба ассоциации Украины с ЕС, правозащитную дубинку последовательно отводили от тогдашнего президента «Незалежной» Виктора Януковича. Европейцы раз за разом отказывались от всех своих требований к Януковичу: провести реформу правоохранительных органов, выпустить из тюрьмы политзаключённых, освободить экс-премьера Юлию Тимошенко. На следующий день после Вильнюсского саммита, на котором Янукович отказался подписывать Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, его режим был провозглашён на Западе бандитским, а сам он стал нелегитимным президентом.

Не менее яркий пример – многолетние требования Евросоюза к белорусам отменить смертную казнь, без чего страна не может считаться соответствующей гуманитарным стандартам и соблюдающей права человека.

На США, в которых тоже есть смертная казнь, Европейский союз политического давления не оказывает, санкциями Вашингтону за отказ присоединиться к глобальному мораторию на смертную казнь не грозит, в нарушении прав человека американцев не обвиняет и отказом от политического диалога из-за существования в Америке смертной казни Белому дому с Госдепом не угрожает.

Так что с принятием антибелорусской резолюции Европарламента в отношениях Минска с Брюсселем не случилось ничего нового – напротив, всё только вернулось на круги своя. Двойные стандарты, политическое давление, использование правозащитного дискурса в качестве дубины и инструмента политического принуждения, «преследование оппозиции», смертная казнь, политзаключённые, «последний диктатор Европы» – вот это всё.

По сути, Брюссель перешёл к языку дипломатической ругани, поскольку за год с лишним «прикармливания» белорусского руководства так и не смог добиться от президента Александра Лукашенко каких-либо практических шагов по геополитической переориентации Беларуси в сторону Запада.

От этого и площадная брань, скрытая за словами про смертную казнь, политзаключённых и доминирование государства в белорусской экономике. В такой реакции на сохраняющуюся несмотря ни на какие посулы самостоятельность Беларуси нет ничего нового – на это обстоятельство указывает даже белорусский МИД в официальной реакции на резолюцию Европарламента. «Да, мы ознакомились с очередным творением по Беларуси, отштампованным в стенах Европарламента. Ощущение одно – “дежа вю” или “мы это уже проходили”», – прокомментировал принятый в Брюсселе документ начальник Управления информации – пресс-секретарь белорусского МИД Дмитрий Мирончик.

Отношения Запада с Беларусью цикличны, они движутся по кругу. Периоды «кнута» – попыток силой принудить белорусское руководство во главе с Лукашенко к дрейфу от Москвы в сторону НАТО и Евросоюза (санкциями, информационной войной или организацией «цветной революции» в Минске) сменяются периодами «пряника» – отменой санкций, возобновлением диалога, намёками на предоставление кредитов МВФ и выражением «сдержанного оптимизма» по ситуации с демократией и правами человека у белорусов.

Недавняя резолюция Европарламента является ярким сигналом официальному Минску о готовности Запада вернуться к политике «кнута».

Поэтому в ней нет ничего нового. Точнее – почти ничего. Единственный новый тезис в ряду набивших оскомину заявлений о смертной казни, политзаключённых и правах человека – это «обеспокоенность» Евросоюза по поводу безопасности Белорусской АЭС. В этом пункте, кстати, заключается и ответ на вопрос, почему Беларусь так и не поддалась на призывы к отказу от евразийской интеграции и движению в сторону НАТО и Евросоюза.

Запад прямо даёт понять, что не позволит Беларуси расти, развиваться и быть устремлённой в будущее. Если Минск выберет западный вектор интеграции, то кончится это тем, что проект Белорусской АЭС заставят закрыть, как заставили Литву закрыть Игналинскую АЭС. Белорусскую экономику просто убьют с помощью структурных реформ по рецептам МВФ (Минску ведь официально ставится в вину, что «ключевые секторы белорусской экономики всё ещё находятся под контролем государства»). К власти приведут восточноевропейскую архаику, во главе страны поставят националистов-русофобов.

Что получится на выходе из Беларуси? Ещё одна экономически убитая Болгария? Вторая эмигрирующая и вымирающая Литва? Новая страна – «отличница» «Восточного партнёрства» с запредельной коррупцией и недееспособными институтами, как Украина или Молдавия?