Политика Политика

Погребинский: США создают иллюзию военной поддержки Украины

В День независимости Украины 24 августа в Киеве прошел военный парад с участием министра обороны США Джеймса Мэттиса и солдат стран НАТО. В этот же день в Калининграде в дискуссионном клубе «Калининградский блог-пост» выступил известный украинский политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ. В интервью RuBaltic.Ru эксперт рассказал о политическом значении парада в Киеве, поддержке американцами президента Украины Петра Порошенко и украинской «партии войны», а также о внутриполитической ситуации на Украине и возможных сменщиках Порошенко:

— Г‑н Погребинский, в военном параде в Киеве в честь Дня независимости Украины принял участие глава Пентагона Джеймс Мэттис. Кому это сигнал и что он означает?

— Ситуация в команде Дональда Трампа сейчас не совсем ясная, и я даже не уверен, что решение отправить на парад в Киеве министра обороны принял сам президент Трамп. В команде Трампа сейчас доминируют военные, генералы, ориентированные на жесткое противостояние с Россией. Не исключаю, что инициатива послать в Киев Мэттиса исходила от этих людей, а Трамп не мог им возражать.

Сигнал это, очевидно, для России. Он показывает, что есть военная солидарность с Украиной и Соединенные Штаты и далее рассчитывают использовать Украину как форпост для сдерживания России.

Кроме того, это сигнал для правящей украинской элиты, которая должна себя чувствовать более уверенно, зная, что за спиной у нее стоит Пентагон и послушные американцам военачальники новых стран НАТО, таких как страны Прибалтики или Румыния. Насколько я понимаю, на параде в Киеве не было крупных военных чинов стран континентальной Западной Европы: Германии, Франции, Италии.

Поэтому прошедший парад — это демонстрация солидарности с Украиной Соединенных Штатов и их союзников, в первую очередь из Восточной Европы. Это демонстрация готовности к поставкам украинской армии летального (оборонительного, как его называют) оружия НАТО. Я рассматриваю такую демонстрацию как очень опасное действие.

Это внушение украинской «партии войны» иллюзии того, что Америка готова будет за нее «вписаться» в любых обстоятельствах; даже если Украина выступит инициатором военной эскалации, ей за это ничего не будет, потому что за ее спиной будет стоять НАТО и союзники по Североатлантическому альянсу «впишутся», поддержат и так далее.

Цель американской политики в отношении кризиса на Юго-Востоке — это гарантирование территориальной целостности Украины без всяких политических обязательств со стороны Киева.

Американцы не говорят о политических условиях урегулирования, они просто говорят, что поддерживают территориальную целостность Украины. Многие горячие головы в Киеве могут понимать это так: Донбасс — это наша территория, нашу территориальную целостность поддерживают НАТО и Соединенные Штаты, поэтому можно готовить военную операцию и возвращать Донбасс под свой контроль силой.

Я считаю, что это напоминает события 2008 года в Грузии, причем в более яркой форме. В Грузии такой явно выраженной поддержки «партии войны» не было. Тем не менее экс-президент Грузии Михаил Саакашвили также был уверен, что НАТО и американцы за него «впишутся», и попытался восстановить территориальную целостность Грузии путем нападения на Южную Осетию.

Известно, чем это для Саакашвили закончилось. Еле ноги унес. Российские танки остановились в 30 километрах от Тбилиси. Им полчаса езды оставалось до грузинской столицы.

Поэтому, как мне кажется, нынешняя демонстрация военной солидарности с Украиной является провоцирующим фактором.

Украинская «партия войны» может уверовать в свою безнаказанность и повторить ошибку Саакашвили.

— Если на международном уровне присутствие на военном параде главы Пентагона — демонстрация солидарности с Украиной, то для внутренней украинской политики это, видимо, сигнал о том, что американцы по-прежнему поддерживают президента Порошенко?

— Да, я уверен, что это в том числе поддержка Порошенко, причем это не первый за последнее время сигнал поддержки. Если бы американцы сомневались в необходимости поддерживать лично Порошенко, такого «десанта» американских политиков не было бы.

Спецпредставитель США по вопросам Украины Курт Волкер недавно заявил, что украинским политикам пора прекратить свои дрязги и консолидироваться. А что значит консолидироваться? Это значит объединиться вокруг президента.

Американцы не имеют сегодня альтернативы Порошенко.

Они прекрасно знают обо всех его «скелетах в шкафу». Знают, что его команда переполнена масштабными коррупционерами, что сам он имеет офшорные счета, — всё у них записано. Но достойной замены Порошенко у них пока нет, конкретного плана, как им заменить Порошенко, тоже нет, поэтому остается только его поддерживать.

— Реально ли переизбрание Порошенко на второй срок при его рейтинге в районе 10% и антирейтинге в пределах 80%?

— Я думаю, что об этом пока рано говорить. Нельзя сказать, что это в принципе невозможно. В первую очередь потому, что мы пока не видим серьезных конкурентов действующему президенту.

Я надеюсь, они появятся, потому что представить себе еще один президентский срок Порошенко — это кошмар.

Но пока что каких-то убедительных шансов у его официально заявленных конкурентов я не вижу. Они могут ему проиграть, несмотря на то что по опросам Порошенко проигрывает во втором туре президентских выборов Юлии Тимошенко. Но эти опросы не учитывают административный ресурс и много других вещей, которые действующий президент может использовать для получения поддержки на выборах.

Кроме того, хотя рейтинг Порошенко действительно колеблется на уровне 10%, власть (любую власть) обычно склонны поддерживать до 25% избирателей. Поэтому пока Пётр Порошенко действительно имеет серьезный шанс переизбраться. Однако еще раз подчеркну, что пока об этом говорить слишком рано, потому что выборов еще нет в повестке дня.

Люди не ожидают сейчас президентских или парламентских выборов, поэтому, когда социологи им задают вопросы, они отвечают вопросом на вопрос: а кто вместо него, кто вместо Порошенко? И ответа на этот вопрос у украинского общества нет, потому что у Юлии Тимошенко и других украинских политиков, также претендующих на президентский пост, антирейтинг тоже в районе 80%.

— Сложившаяся сейчас на Украине политическая ситуация похожа на ситуацию во Франции, где тоже произошло тотальное разочарование населения в политиках и в целом в истеблишменте. Во Франции политический класс сумел выйти из этой ситуации кризиса доверия, выдвинув из своей среды нового яркого кандидата Эммануэля Макрона, который и стал в итоге президентом Франции. Возможен ли на Украине подобный сценарий: объединение олигархических групп вокруг неожиданной новой фигуры и продвижение ее в качестве нового главы государства?

— Я думаю, что возможен. Макрона ведь тоже продвигали определенные олигархические группы. Если бы внутри пятерки главных украинских олигархов был найден какой-то консенсус, то они могли бы обеспечить приход к власти новой, альтернативной Порошенко и другим известным политикам кандидатуры. Но сейчас такого сценария не просматривается.

Главный олигарх, Ринат Ахметов, не находится в оппозиции к Порошенко. Я думаю, что между ними есть какой-то договор на будущее. Что касается других олигархов, то они обложены уголовными делами, разного рода административным давлением. Это и Фирташ, и Коломойский. Масса проблем у Сергея Таруты. Галичанский олигарх Пётр Дыминский сейчас оказался под следствием из-за дорожной аварии.

Поэтому я не исключаю сценарий «украинского Макрона», но пока не просматривается нужная политическая конфигурация и кандидатура, на которую олигархи могли бы поставить.

Я считаю, что если бы олигархи поставили на Савченко, то теоретически Надежда Савченко смогла бы стать президентом Украины, если бы слушала правильных экспертов, советников.
Но я думаю, что они не рискнут, потому что Савченко — неконтролируемая девушка. А других новых и интересных политических лиц я не вижу.