Литовские власти накануне парламентских выборов озаботились хронической проблемой оттока населения, попытавшись в очередной раз продемонстрировать свою компетентность в данном вопросе. Правительство, реагируя на очередную неутешительную статистику Eurostat, в авральном порядке приняло «План по снижению эмиграции и повышению числа возвращающихся эмигрантов».
По данным Eurostat, Литва лидирует среди государств – членов ЕС по показателю снижения численности населения в расчёте на 1000 человек (1,13%). Число проживающих за год (с января 2015 г. по январь 2016 г.) снизилось на 32 700 чел. до 2,886 млн чел. (2015 г. – 2,918 млн чел.). Показатель оттока населения последних лет стабильно высок (2014 г. – 36,6 тыс. чел., 2013 г. – 38,8 тыс. чел., 2012 г. – 41,1 тыс. чел.). В 2012–2015 гг. в среднем в год эмигрировало по 37 тыс. жителей, а иммигрировало порядка 8 тыс. чел. За последние 14 лет население страны сократилось на 16% (по данным Департамента статистики Литвы, население страны на 2001 г. составляло 3,484 млн чел.).
Согласно прогнозам Eurostat, к 2040 г. в Литве будет проживать меньше 2 млн чел. (сокращение по сравнению с 2011 г. более чем на 40%). Европейская статистика свидетельствует о системной проблеме литовского общества, решение которой требует комплексного государственного подхода. В случае сохранения негативной динамики речь уже будет идти об угрозе экономической безопасности и падении социально-экономического уровня жизни населения.
Литовские власти, оперативно реагируя на европейскую критику, в какой уже раз поспешили привычным способом сгладить негативный эффект самым простым путём – опубликовали очередной план действий.
Но правительственная инициатива была сразу же раскритикована местными экономистами в связи с отсутствием «каких-либо реальных новшеств» и повторами положений предыдущих планов. То есть правительство, особо не утруждая себя, переписало большую часть старых пунктов и выдало их за новые. По оценке экономиста банка Nordea Ж. Маурицаса, план не отличается от предыдущих версий и, являясь «недостаточным», содержит противоречивые сигналы, которые «ещё больше оттолкнут эмигрантов». Представитель банковской сферы среди основных демотиваторов иммиграции выделил низкий уровень официальных доходов граждан, перекос уровня средней зарплаты «на руки» в пользу госсектора, коррупцию, а также отсутствие государственной поддержки тем сферам деятельности, где требуются квалифицированные кадры. По мнению экономиста, для выправления ситуации государству следовало бы сосредоточиться на снижении налогообложения (что способствовало бы сокращению доли серого сектора экономики), реформировании системы социальной защиты (чьи выплаты бы отражали уплаченные налоги), борьбе с коррупцией, а также инвестировании в приоритетные сферы экономической деятельности.
В свою очередь, экономист банка DNB Е. Рояка считает план неэффективным, так как он направлен на «краткосрочные решения по латанию дыр, а не на структурные преобразования, способные стимулировать возвращение людей в страну, – реформы образования и изменения модели финансирования государства». Экономист приходит к выводу о неспособности правительства решить проблему эмиграции и рекомендует заняться созданием условий для поступления инвестиций в страну.
Получается, что всё последнее время правительство занималось всем, но только не решением острой проблемы, а ведь создавались специализированные структуры и выделялись ресурсы.
В Литве проблемой возвращения соотечественников на родину занимается большое количество институтов власти: Департамент по делам национальных меньшинств и выходцев из Литвы, Информационный центр возвращения литовцев на родину и т. д. Вместе с тем, судя по официальным данным, государственная политика малоэффективна: руководство страны ограничивается разовым участием в зарубежных конференциях формата «Назад в Литву!», где работающих и учащихся литовцев агитируют за возвращение на родину. На сегодняшний день с момента утверждения правительством Литвы в 2011 г. программы «Глобальная Литва» (2011–2019 гг.) состоялось всего четыре подобных мероприятия. Последнее – в мае 2014 г. в Лондоне (в Британии проживает более 200 тыс. литовцев – прим. RuBaltic.Ru
Привлекательность такого предложения сомнительна. Даже после недавнего падения в результате Brexit фунта к евро на 30% размер средней заработной платы в Великобритании (1180 евро) в два раза превышает показатель по Литве (550 евро). Все разговоры местных властей о том, что выход Великобритании из ЕС спровоцирует обратную иммиграцию в Литву, несостоятельны. Во-первых, все последние годы государство не уделяло должного внимания теме литовских соотечественников за рубежом. Во-вторых, оно просто не сможет их трудоустроить, так как, эмигрируя из страны, люди со временем теряют нужную квалификацию. Выходит, что литовским властям эмигранты не нужны, что и объясняет бесконечное количество повторяющих друг друга планов.
Второй по важности и последствиям для экономики страны является демографическая проблема.
В Литве структура возраста жителей так деформирована, что «это обеспечит серьёзные проблемы и вызовы на 50 лет вперёд». Будущее Литвы – старое общество, а единственный фактор, останавливающий старение, – высокая смертность. Иначе говоря, немало жителей не доживают до старости.
К таким выводам пришла глава Центра демографических исследований Университета им. Витаутаса Великого профессор В. Станкунене. Согласно её прогнозу, в Литве будет расти число пожилых людей с хроническими заболеваниями и постоянной потребностью в услугах здравоохранения, а вместе с ним и нагрузка на трудоспособное население. В этой связи она призывает литовские власти в полной мере осознать серьёзность проблемы и прекратить тешить себя тем, что «вернутся эмигранты и выправят ситуацию». Демограф называет текущую ситуацию близкой к катастрофе: «Рождаемость уже четверть века не обеспечивает смену поколений, а высокий уровень утечки молодёжи, которая должна долго работать и создавать благополучие, приводит к резкому трудовому дисбалансу». По данным Центра демографических исследований, сегодня в Литве людей в возрасте 45–54 лет почти вдвое больше, чем тех, которым 10–19 лет, что говорит о серьёзной диспропорции замещения одних поколений другими.
Аналитический центр приходит к неутешительному выводу о том, что в случае сохранения в ближайшее десятилетие негативной тенденции трудоспособная часть общества к 2050 г. сократится почти вдвое. Прогноз ООН более оптимистичен – 1,5 млн чел. в возрасте 15–64 лет к середине века (сегодня трудоспособное население – около 2 млн чел.), а по оценкам Eurostat к середине века каждый десятый житель страны будет в возрасте 80 и более лет.
На этом фоне декларативные заявления литовских властей о достижении к 2020 г. количества жителей 3,5 млн чел. выглядят не просто популистскими, а абсолютно некомпетентными. Сколько ещё сотен тысяч жителей страны должны эмигрировать в надежде на лучшую жизнь, чтобы власти наконец-то осознали всю серьёзность ситуации и реально попытались улучшить социально-экономическое положение в стране? По всей видимости, этой неудобной темой займётся уже новое правительство после парламентских выборов в октябре текущего года.