Политика Политика

Грибаускайте несёт политическую смерть для своих приближённых

По мере приближения 2019 года игра в команде президента Дали Грибаускайте превращается для литовских политиков в «чёрную метку». Всем понятно, что эпоха «красной Дали» подходит к концу, международная обстановка меняется, эмоциональный антироссийский подход к внешней политике становится всё менее оправдан и востребован, и после прихода на площадь Дауканто нового президента неизбежно произойдёт корректировка политического курса. Литве после ухода Грибаускайте ещё предстоит извиняться за «террористическое государство», сравнения с Третьим рейхом и другие оскорбления в адрес России, а для убедительности этих извинений необходимо очистить от соратников Грибаускайте государственный аппарат.

На прошлой неделе в Литве произошло малозначимое на первый взгляд, но весьма примечательное событие. Министр культуры Шарунас Бирутис публично высказался против уничтожения скульптур с вильнюсского Зелёного моста. Глава литовского Минкульта заявил, что советские скульптуры представляют собой культурную ценность и не должны становиться предметом для «политических провокаций». Демонтированные с Зелёного моста скульптуры, по мнению Шарунаса Бирутиса, «являются свидетелями тех лет, они должны были бы быть где-либо охраняемы».

Это всё, конечно, замечательные слова современного цивилизованного европейского человека, имеющего представление о культурном наследии и исторической ценности, однако «все ходы записаны». Напоминаем, что как раз Шарунас Бирутис осенью 2014 года подписал приказ об исключении материальных символов советского периода из реестра памятников культуры Литовской Республики, а в июле 2015 года он же распорядился о демонтаже скульптурных групп с Зелёного моста. Официально – для реставрации, однако предшествующее демонтажу исключение из списка культурного наследия подразумевало – на переплавку.

Никогда ранее министр культуры Литвы не высказывался в защиту «Учащейся молодёжи», «Строительства и промышленности» и других «символов оккупации» с Зелёного моста. Теперь же не только вступился, но вступился в жёсткой форме: заговорил о политических провокациях. Бирутис неожиданно выступил против идеологического решения – ведь всем в Литве понятно, что многолетняя борьба администрации президента Грибаускайте и стоящих за ней консерваторов против скульптур на Зелёном мосту является частью большой идеологической работы по окончательной «десоветизации» Литвы. Так что Шарунас Бирутис – это едва ли не первый литовский министр со времён уволенной в 2013 году Бируте Весайте, столь явно выступивший против политической линии Дали Грибаускайте.

Получается очень показательный случай.

За три года до истечения полномочий Грибаускайте стратегия сближения с президентом Литвы и работы в рамках её политики перестаёт быть выгодной – выгодной становится стратегия отдаления от президента Грибаускайте и отмежевания от её политического курса.

Всем понятно, что, кто бы ни стал следующим президентом Литвы в 2019 году, этому человеку неизбежно придётся корректировать внутреннюю и внешнюю политику республики. Даля Грибаускайте завела Литву в тупик, из которого страна так или иначе вынуждена будет выбираться. По-другому никак нельзя: невозможно и далее год за годом поддерживать нынешний градус истерики, паранойи и шпиономании в литовском обществе, жить жизнью осаждённой крепости, ощетинившейся по границам и переругавшейся со всеми соседями, бросать все силы литовского государства на «сдерживание России» и экспорт «европейского выбора» в страны «Восточного партнёрства».

Возрождение отношений с Россией и другими соседями, с которыми Литва перессорилась за годы президентства Грибаускайте, будет для нового литовского руководства задачей похлеще очищения авгиевых конюшен. Придётся извиняться перед Польшей за хамские выпады Её Бывшего Превосходительства против литовских поляков, перед Белоруссией за попытки сорвать строительство Островецкой АЭС, наконец, перед Россией за «террористическое государство». Официальный Вильнюс находится в ещё более сложном положении, чем турецкий лидер Реджеп Эрдоган, от которого Кремль требовал извинений за сбитый российский Су-24. От него Кремль хотя бы требовал извинений, соглашаясь при этом условии на возобновление диалога. От Грибаускайте Кремль ничего не требует: на выкрики из Литвы в Москве просто брезгуют обращать внимание, и ни о каких возможностях возобновления политического диалога в последние несколько лет речь в принципе не ведётся.

Поэтому следующему литовскому руководству даже для того, чтобы принести извинения за предыдущее руководство, придётся доказывать России и другим соседям Литвы, что оно не является политическим преемником Дали Грибаускайте.

В идеале даже – что оно является оппонентом и даже антагонистом того курса, что десять лет проводила в жизнь Даля Поликарповна.

Военно-мобилизационная стилистика президента Грибаускайте была хоть как-то объяснима в 2014–2015 годах, теперь же международная обстановка безнадёжно (для «ястребов» – евроатлантистов) поменялась. На фоне выхода Великобритании из ЕС, победного шествия Дональда Трампа и грядущих президентских выборов в США, продолжающегося миграционного кризиса и растущего по всему миру религиозного экстремизма дежурные призывы Дали Грибаускайте к европейцам и своим соотечественникам оставаться бдительными и не забывать про «русскую угрозу» чем дальше, тем больше выглядят провинциальным анахронизмом. И всё это уже сейчас – а до президентских выборов в Литве международная ситуация ещё трижды успеет поменяться.

К 2019 году Грибаускайте со своим несгибаемо-невменяемым антироссийским курсом надоест и избирателям, и западным партнёрам Литвы до такой степени, что шансы на поддержку Брюсселя, Вашингтона и литовцев получат только те кандидаты в президенты, которые будут восприниматься альтернативой Дале Поликарповне и предложат корректировку внутренней и внешней политики с целью вывода литовской нации из того неврастенического состояния, в которое его вогнала «красная Даля».

В свою очередь те литовские политики, которые сделали ставку на сотрудничество с президентом Грибаускайте и работой в русле её агрессивной политики, в мае 2019 года с большой политической карьерой могут распрощаться. Уйдёт Грибаускайте – уйдут и они.

«Потолок» их карьеры после смены хозяина резиденции на Дауканто – кресло депутата Европарламента. И это лучший сценарий, а так – простой депутат Сейма. На продолжение большой карьеры по истечении президентских полномочий Грибаускайте им нечего рассчитывать, потому что работа по реализации невменяемого курса Её Превосходительства дискредитировала всех этих людей в глазах международных партнёров, в случае России и отчасти Польши сделала их «нерукопожатными», оставила на них «чёрную метку».

Самый яркий пример литовского политика, на карьере которого работа в команде президента Грибаускайте поставила жирный крест, – это министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс. Американский Wall street journal год назад писал о выступлении «внушительных размеров министра иностранных дел Литвы», что его очередной истерично-русофобский спич в Европарламенте «не соответствует риторике ЕС, но совершенно типичен для г-на Линкявичюса». То есть глава литовского МИД в сознании американцев и европейцев связан со стилем президента Грибаускайте намертво: никто его уже давно не воспринимает как дипломата, и шансов на предложение в будущем высокого дипломатического поста в Европейском союзе нет никаких.

Какие тут могут быть шансы, если литовский министр из своего Вильнюса окрикивал председателя Еврокомиссии и экс-президента Франции за сохранение связей с Россией, сравнивал Путина с Гитлером и призывал к разрыву всех дипломатических отношений и полной международной изоляции Москвы? Западные бонзы привыкли к Линкявичюсу и, похоже, сошлись на том, что обращать внимание на заявления литовского МИД (в том числе в свой адрес) – выше их достоинства. Для Москвы же политический деятель Линас Линкявичюс вовсе не существует – после всех его заявлений в адрес России разговаривать с ним не будет никто и никогда.

И никакие извинения уже не помогут: Линкявичюс – это далеко не Реджеп Эрдоган. Даже шансов остаться министром иностранных дел Литвы при новом президенте у него нет никаких. Хорошо, если в Сейме выберут главой Комитета по иностранным делам, да и то не факт. И ведь самое удивительное, что всю свою политическую карьеру вплоть до последних лет Линкявичюс вовсе не был «ястребом», «ландсбергистом». Вышел из литовского комсомола, был ветераном Социал-демократической партии, отличался рассудительностью и прагматизмом. Но попутал чёрт связаться с Далей Грибаускайте и превратиться из самостоятельного перспективного политика в «пажа императрицы», выполняющего функцию рупора внешнеполитических идей Её Превосходительства.

Другой пример – министр энергетики Рокас Масюлис. Когда проект СПГ-терминала Independence окончательно накроется медным тазом, кого-то придётся назначить «крайним» за провал литовской аферы века. А кто выполнял всю практическую работу по созданию в Клайпеде СПГ-терминала? Министр энергетики. Его и назначат «крайним» за провал проекта, который стал возможен исключительно благодаря личной политической воле и фанатичному упрямству Дали Поликарповны. Вдобавок к этому именно Масюлису во исполнение воли г-жи президента поручено курировать борьбу со строительством Белорусской АЭС, из-за чего он постепенно становится «нерукопожатным» политиком для стратегически важных белорусских партнёров Литвы. Так что после 2019 года поста министра энергетики Рокасу Масюлису не видать как своих ушей.

Таких примеров можно подобрать ещё много. Генеральный прокурор Пащилис, директор Департамента госбезопасности Янушкис, председатель Конституционного суда Урбайтис. Наконец, премьер-министр и лидер социал-демократов Альгирдас Буткявичюс. Всем литовским деятелям, пошедшим на поводу у Грибаускайте, отказавшимся от собственного политического голоса и заговорившим голосом «красной Дали», предстоит и кануть в Лету вместе с ней.