Украина и Грузия разругались из-за Михаила Саакашвили, однако остались едины в своем неуемном желании стать членами НАТО. Представители политического руководства двух стран в унисон заявили о готовности Грузии и Украины стать членами Североатлантического альянса. Насколько обоснованны эти «хотелки», как на них отреагирует сам Альянс и хотят ли НАТО и Европейский союз видеть Украину и Грузию в своем составе, аналитический портал RuBaltic.Ru узнал у украинских и грузинских экспертов.
Премьер-министр Грузии Георгий Гахария полагает, что его страна доросла до полноправного членства в НАТО. Согласно его аргументам, Тбилиси уже играет важную роль в Североатлантическом альянсе.
«Руководство НАТО обещало нам членство, и мы надеемся, что нам вскоре удастся преодолеть препятствия на этом пути. Черное море — буферная зона, защищающая Европу, НАТО и жизненно важные интересы США от враждебных держав (в первую очередь, от России). Присутствие НАТО в Грузии упрочит безопасность в Черноморском регионе, а также укрепит грузинскую демократию и растущую экономику страны», — заявил Гахария. Каким образом натовские военные укрепят демократию и поднимут ВВП, грузинский премьер не уточнил.
Почти синхронно сотрудник Офиса президента Украины Иван Апаршин объявил, что разрабатывается обновленная редакция военной доктрины, которая закрепляет стремление страны вступить в НАТО — мол, членство в Альянсе обсуждению не подлежит.
Напомним, под конец своего президентства Петр Порошенко сумел протащить через Верховную раду поправку в Конституцию, которая провозглашает стремление украинского народа в ЕС и НАТО.
Правда, мнения обеих этих организаций в Киеве спросить забыли. А зря: в трещащем от собственных проблем ЕС об Украине и слышать не хотят, да и НАТО вовсе не жаждет приобрести головную боль с внутренним военным конфликтом.
Не говоря уже о том, что в стране растет число сторонников внеблокового статуса страны.
В беседе с RuBaltic.Ru политтехнолог Василий СТОЯКИН отметил, что сейчас разговоры о вступлении в ЕС или НАТО совершенно неактуальны — в Европе и так все непонятно. Кроме того, США получили от Украины и Грузии все, что хотели, поэтому давать какие-то гарантии им незачем.
Замдиректора Украинского центра социальной аналитики Валерий ПЕСЕЦКИЙ уверен, что разговоры о вступлении в Евросоюз — это «хотелки» вчерашнего дня, ведь миф о евросолидарности окончательно разрушил коронавирус.
По словам эксперта, всем в ЕС стало очевидно, что в ситуации реальной беды каждая страна сама решает проблему своей безопасности. Грабеж друг друга на медицинских маски — тому яркий пример.
Песецкий также отметил, что надвигающийся экономический кризис, который коснется всех стран — членов НАТО, тоже не способствует идее расширения блока, так как у них сейчас встанет задача сохраниться хотя бы в прежнем составе.
«Правда, есть один нюанс, который в отношении Украины может стать определяющим в планах Брюсселя: речь о продаже украинской земли транснациональным корпорациям. Если этот процесс пойдет, тогда они могут вынудить Брюссель принять Киев в НАТО, чтобы Альянс выполнял фактически полицейскую миссию и охранял их собственность от возмущенных украинцев. Собственно, это был один из главных непубличных мотивов принятия закона. Именно посредством этого нюанса они рассчитывают втащить Украину в Альянс.
Что касается Грузии, то там подобного мотива нет, и ее "хотелки" удовлетворены не будут.
Впрочем, судьба реализации закона о распродаже украинской земли тоже под большим вопросом. МВФ и ВБ нынешней редакцией не удовлетворены и требуют вернуться к старой, иначе кредита не видать, но едва ли власть сумеет исполнить пожелания фонда.
Кроме того "Оппозиционная платформа" намерена идти в Конституционный суд с протестом, да и две трети украинцев категорически против этого закона. Так что есть вероятность, что его отменят до момента его вступления в силу следующим летом. И тогда у НАТО не будет никакого мотива принимать Киев. Так что у "печерских мечтателей" шансы почти нулевые», — заключил Песецкий.
Эксперт Украинского института анализа и менеджмента политики Даниил Богатырев
«Во-первых, вступить в Альянс, имея территориальные споры, Украине и Грузии никто не позволит. Разумеется, сотни "знатоков", воспитанных грантоедскими организациями, скажут, что в НАТОвских документах нигде формально не закреплен такой запрет. Однако в том и состоит разница между реальными аналитиками и, как говорят немцы, фахидиотами (Fachidiot в переводе с немецкого — профессиональный идиот — прим. RuBaltic.Ru), не желающими видеть ничего, кроме формальных бумажных актов.
Первые анализируют обстановку во всей ее полноте и прекрасно понимают нежелание НАТО ввязываться в потенциальную войну с Россией, в то время как вторые без умолку талдычат о каких-то бумажках.
Во-вторых, страны Альянса сейчас заняты совершенно другими вопросами, среди которых эпидемия коронавируса, экономический кризис и потенциальные торговые войны между США и ЕС. Им элементарно не до расширения, тем более за счет Грузии и Украины, которые будут требовать непрерывного финансировании своих коррумпированных элит.
Так что заявления украинских и грузинских политиков о верности курсу на НАТО — это не что иное, как игра на публику и попытка поддерживать в умах собственных избирателей изрядно потрепанный образ евроатлантического "рая", где, по выражению перестроечного барда, "все будет бесплатно, все будет в кайф, и вообще не надо будет умирать". Тем самым они поддерживают свою политическую легитимность, — пояснил Богатырев.
Политобозреватель Георгий Ахвледиани уверен, что НАТО не светит ни Украине, ни Грузии, так как Германия и Франция помнят о конфликтах этих государств с Россией из-за территориальных споров и не желают участвовать в этих «разборках», иначе им придется ввязываться в них согласно уставу НАТО, если кто-то из лидеров этих постсоветских республик решит «выпрыгнуть из штанов».
«Поэтому Париж, Берлин и другие староевропейцы против, а за лишь США и их сателлиты (Польша с Прибалтикой). Но ни Киев, ни Тбилиси не заставят Вашингтон надавить на европейцев, тем более что в последнее время это все проблематичнее.
Украина и Грузия зафиксировали свое желание в Конституции. Но что это дало? Ничего: Запад лишь приветствовал, аплодировал, благодарил за участие в интернациональных операциях под эгидой НАТО в качестве пушечного мяса и все.
Впрочем, сам НАТО может измениться: только ленивый не сказал, что мир после пандемии станет другим. Возможно, тогда и российский фактор в оси new NATO-Москва будет иным. А пока Россия категорически против вхождения Украины и Грузии в НАТО, о чем российские лидеры неоднократно говорили прямым текстом: в ЕС — пожалуйста, а о НАТО и думать не сметь: последствия будут тяжелыми.
Так что декларируемые Киевом и Тбилиси устремления являются разве что шпильками Москве: мы — крутые, мы все равно в НАТО пойдем, вас не спросим.
Причем когда об этом заявляют грузинские руководители, понять еще можно: в стране сильны антироссийские и прозападные настроения, а на носу важнейшие парламентские выборы, которые определят власть на ближайшие семь лет. Мотивы украинских лидеров в заявлениях о НАТО мне непонятны, поскольку при наличии антироссийских настроений любви к Североатлантическому альянсу у населения не было.
Как пела группа "Аквариум" на заре своего восхождения: "Слова, слова, слова... Кому-то важны слова, а кому-то — голова". Это ни про Украину, ни про Грузию — для них, похоже, важнее слова», — резюмировал Ахвледиани.