Глава Бюро защиты Конституции Янис Майзитис заявил, что российские спецслужбы могут вмешаться в местные выборы в Латвии. В переводе слова Майзитиса означают, что в выборы самоуправлений могут вмешаться спецслужбы самой Латвии, с которых станется объявить «агентами Кремля» неугодных русскоязычных кандидатов.
Согласно мартовскому социологическому опросу
Партии, входящие в правительство Латвии, имеют поддержку в 6–8 раз меньшую, чем команда Нила Ушакова, и находятся на грани прохождения в Рижскую думу. За Национальное объединение ВЛ/ОС — ДННЛ собираются голосовать 7,8% жителей столицы, за «Единство» — 5,4%, за Союз «зеленых» и крестьян — 5%. Кроме того, 6,1% избирателей Риги могут поддержать на выборах Латвийское объединение регионов. Есть шанс на попадание в Рижскую думу у партии KPV.LV эксцентричного депутата Сейма Артусса Кайминьша — социологи пророчат ей 3,9% голосов.
В пересчете на тех, кто уже определился с выбором и точно придет на избирательные участки, единый список «Согласия» и «Чести служить Риге» получит 57,3%. Это практически столько же, сколько коалиция мэра Ушакова получила на местных выборах четыре года назад.
Но еще страшнее возможного повторного триумфа русскоязычного «Согласия» для властей Латвии перспектива имиджевой катастрофы главных правящих партий страны. С рейтингами 5,4% и 5% пройти в Рижскую думу — вопрос жизни и смерти. Если «Единство» не преодолеет пятипроцентный барьер на выборах в Риге, то для него станет реальной перспектива не попасть и в Сейм Латвии в 2018 году. Фракцию «Единства» в Сейме Латвии может ждать раскол, а лидеру партии Андрису Пиебалгсу, возможно, придется подать в отставку.
В неприятной ситуации окажется и СЗК: пусть позиции «зеленых» в латвийской столице никогда не были сильны, но полтора года назад партия президента и премьер-министра называлась новой надеждой и имела рейтинг более 20%. Если в июне «зеленые» неудачно выступят на местных выборах, то это серьезно подорвет политические позиции партии и станет для нее «черной меткой».
Поэтому на этих выборах в Латвии никак не обойтись без «российских хакеров» и «вмешательства» в выборы ФСБ и Кремля.
Существует вероятность, что российские спецслужбы попытаются вмешаться в муниципальные выборы, считает директор Бюро защиты Конституции Латвии Янис Майзитис. В интервью газете Ir глава латвийской контрразведки заявил, что в Латвии может произойти нечто вроде случившегося в Америке, где были взломаны и распространялись электронные письма кандидата в президенты Хиллари Клинтон.
По словам Майзитиса, прямых доказательств готовящихся диверсий российских спецслужб в Латвии нет, но есть вероятность, что будут предприняты попытки скомпрометировать кандидатов, будет распространяться пропаганда. «Важно, чтобы в публичном пространстве была дискуссия о том, что является ложью, что такое фейковые новости. Так можно сделать эти инструменты менее действенными», — сказал директор БЗК.
В переводе слова начальника контрразведки означают, что в выборы самоуправлений могут вмешаться спецслужбы самой Латвии, которые будут объявлять оппозиционных русскоязычных кандидатов «агентами Кремля», а коррупционные скандалы с участием партий власти объяснять происками «русских хакеров».
За коалицию «Согласия» и «Чести служить Риге» готовы проголосовать 43,3% рижан
В латвийских спецслужбах наиболее сильны позиции «Единства». В первую очередь это относится к Полиции безопасности Латвии, входящей в систему Министерства внутренних дел. Глава МВД Рихард Козловскис делал политическую карьеру в Партии реформ, влившейся затем в «Единство». Директор БЗК Янис Майзитис был советником по безопасности у экс-президента Латвии Андриса Берзиньша — члена Союза «зеленых» и крестьян. В конечном счете бюджеты всех специальных ведомств Латвии утверждаются парламентом, так что деятели «плаща и шпаги» прямо или косвенно работают на своих работодателей — правящую коалицию и правительство.
В прошлом месяце начальник латвийской контрразведки уже заявлял о кибератаках на Латвию российских спецслужб. В отчете правительству о результатах работы БЗК Майзитис обвинил Россию в кибершпионаже против латвийских политиков, журналистов и государственных деятелей.
«Случаи кибершпионажа свидетельствуют о том, что гражданам Латвии и должностным лицам необходимо быть бдительными и соблюдать все условия безопасности при использовании современных технологий», — заявил глава контрразведки, однако никаких фактов вмешательства российских хакеров не предоставил. Тем не менее информация о кибершпионаже была опубликована.
В свете последних заявлений того же Майзитиса это может означать подготовку общественного мнения Латвии к заявлениям о вмешательстве России в муниципальные выборы.
Латвийские спецслужбы при этом достигают двух целей. Во-первых, обезопасить правящие партии от возможных скандалов. Ведь накануне последних выборов в Сейм «Единство» буквально прорвало. Лидеры партии власти на глазах у всей страны проворачивали коррупционные аферы (продажа Citadele banka), гоняли на бешеной скорости по дорогам (Солвита Аболтиня), а их обслуга оказалась замешанной в служебных растратах и сексуальных скандалах. СЗК за полтора года в статусе главной правящей партии Латвии также успел замараться в коррупции (незаконное финансирование бизнесменом Юлием Круминьшем).
Зато теперь латвийские правящие будут в безопасности: любую публикацию компрометирующего их материала можно будет приписать «русским хакерам» и перевести разговор на них.
Если «русские хакеры» оказались виноваты в поражении Хиллари Клинтон в Америке, то почему бы им не оказаться виноватыми в поражении «Единства» и СЗК в Риге?
Это будет умножение американского ноу-хау на традиционную прибалтийскую паранойю.
Вторая цель, для латвийских спецслужб тем более традиционная и стандартная, — выставить Нила Ушакова и прочих оппозиционных (особенно русскоязычных) кандидатов в депутаты самоуправлений «агентами Кремля».
Ничего нового. Плавали — знаем.
Когда у правящих националистов Прибалтики дела плохи, а у политиков, настроенных на нормальные отношения с Россией и имеющих поддержку русскоязычного электората, всё хорошо, первые рано или поздно включат против вторых тему «влияния на внутреннюю политику российских спецслужб».