Почему Россия смеется над требованиями компенсаций за «советскую оккупацию»
Алексей Ильяшевич
В странах Балтии снова заговорили о необходимости требовать у России материальные компенсации за «50 лет оккупации». Теме возмещения ущерба была посвящена международная конференция, которая недавно прошла в Риге. Позже евродепутат от Латвии Сандра Калниете возмутилась, что Россия по-прежнему отрицает возможность выплаты компенсаций. Аналитический портал RuBaltic.Ru объясняет, почему попытки заставить Россию платить за «оккупацию» Литвы, Латвии и Эстонии — это смешно.
1. Старая пластинка
У каждого народа есть свои национальные забавы. Шведы забавляются кроличьими скачками, турки — верблюжьими поединками, русские играют в лапту.
А литовцы, латыши и эстонцы уже много лет подсчитывают суммы компенсаций за «преступления» советской власти.
Выставлять счета Москве начали еще до распада Советского Союза. В декларации «По вопросу государственной независимости Эстонии» от 2 февраля 1990 года говорилось и об «аннексии», и об «оккупации», и о «непомерном моральном, культурном, политическом, экологическом и экономическом ущербе».
Тогда же начались работы по оценке «ущерба». Этим занималась комиссия при Академии наук ЭССР, которая насчитала более 200 тысяч жертв советского режима. Но после провозглашения независимости Эстонии этого показалось мало: парламент создал «Государственную комиссию по расследованию репрессивной политики оккупационных сил». Проработав больше десяти лет, она издала знаменитую «Белую книгу о потерях, нанесенных народу Эстонии оккупациями». Один только экономический ущерб был оценен минимум в 100 миллиардов долларов.
И это еще цветочки!
В Литве, где происходили аналогичные процессы, озвучивали сумму в 828,55 миллиарда долларов США по курсу 1999 года.
Периодически цифры меняются — потенциальные барыши специалисты стран Балтии с умным видом пересчитывают почти 30 лет. Нелепость этой задачи их не смущает.
Казалось бы, пора смириться с тем, что никаких компенсаций за «оккупацию» Прибалтика не получит. Но что-то заставляет литовских, латвийских и эстонских политиков поднимать эту тему и выставлять себя на посмешище.
2. Нелепые аргументы
За что конкретно прибалты требуют компенсацию? Ответы на этот вопрос содержатся, к примеру, в уже упомянутой эстонской «Белой книге». Сей закамуфлированный под серьезное научное исследование сборник даже у искушенного читателя вызовет улыбку.
Приведем лишь несколько примеров, чтобы понять уровень аргументации авторов.
К примеру, Советскому Союзу они ставят в вину то, что он украл у Эстонии… прогресс.
Да, демографические показатели при «оккупантах» росли, техника и наука развивались, больницы строились. Но если бы Эстония была независимой, то и больниц было бы больше, и средняя продолжительность жизни выше!
А еще советский режим якобы подрывал здоровье нации. Консультант Эстонского центра врачебной и правовой помощи жертвам репрессий Хейно Ноор приходит к выводу, что «от прямых или косвенных репрессий пострадала примерно половина населения страны». Причем ущерб от психологического насилия столь велик, что он «ощущается на протяжении нескольких поколений».
Вишенка на торте — утверждение о том, что алкоголиками и наркоманами эстонцев тоже сделал Советский Союз.
Интересно, сколько конкретно Москва должна заплатить за каждого алкоголика и наркомана? И кто из них котируется выше?
3. Равнодушие Запада
Видимо, чувствуя слабость своей позиции, Литва, Латвия и Эстония в деле взыскания компенсаций хотят положиться на международные организации. На это недавно намекнула и Сандра Калниете: «Балтийские страны в результате трехстороннего сотрудничества хотят добиться осуждения преступного режима СССР в международной среде». А от осуждения до возмещения ущерба уже рукой подать…
В контексте абсурдных требований Прибалтики уже не один раз упоминалась Организация Объединенных Наций. В прошлом году министры юстиции Эстонии и Латвии Урмас Рейнсалу и Дзинтарс Расначс выразили готовность решать вопрос компенсаций на уровне ООН. Двумя годами ранее Расначс после очередного подсчета «ущерба» заявлял, что «теперь предстоит обращение в международный суд под эгидой ООН».
Перспективы этой затеи более чем туманны. Как отмечает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, подобные претензии могут рассматриваться только на уровне Совбеза ООН, где у России есть право вето. Но до этого вряд ли дойдет.
Не хочет мировое сообщество участвовать в прибалтийском цирке.
Хотя формальные основания есть: «оккупацию» Прибалтики признают и Европарламент, и Сенат США. Это, впрочем, не мешает им осознавать, что никакие «убытки» Москва возмещать не будет.
4. Встречные претензии
В 2017 году страны Балтии уже получили от Москвы «ответку»
По сути, ничего нового российский посол тогда не сказал.
Прибалтика в Советском Союзе была «витриной социализма», и в ее экономику союзный Центр вкладывал колоссальные средства.
Строились жилье, порты, дороги, заводы. Построенный при «оккупантах» Клайпедский порт до сих пор держит на плаву литовскую экономику. В наследство от СССР Литве достались Игналинская АЭС, Мажейкяйский НПЗ, самый большой рыболовный флот в Европе…
Потребительский рай в Прибалтике был создан искусственно и существовал за счет щедрых дотаций из общесоюзного бюджета. Этот факт, подтвержденный документально, является вполне логичным основанием для взыскания компенсаций Россией.
Ведь те ресурсы, которые вкачивались в Прибалтику, выкачивались из РСФСР.
Заводы и порты — это вам не «украденный прогресс». Они действительно имеют свою цену. Видимо, поэтому у литовских политиков заявление Удальцова вызвало истерику.
Теперь странам Балтии стоит иметь в виду: каждый новый приступ «ущербомании» чреват ответными претензиями со стороны РФ.
И эти претензии будут звучать куда более обоснованно, документировано и убедительно.
5. «Балтийское единство»
Как известно, страны Балтии в едином порыве готовы выступать против Москвы, но от их единства не остается и следа, когда речь заходит о деньгах. Открытым текстом об этом недавно заявил премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис, когда сказал, что латыши и литовцы — не братья, а конкуренты.
Его слова подтверждают многочисленные примеры: неспособность Прибалтийских республик согласовать проект Rail Baltica, «кидок» Литвы с СПГ-терминалом, борьба за белорусский транзит. Предстоящее сокращение дотаций из фондов ЕС также обострит конкуренцию между Вильнюсом, Ригой и Таллином.
Успех в деле взыскания компенсаций с Москвы мог бы точно так же поссорить «балтийских сестер».
Что произойдет, если Кремль вдруг сжалится, создаст компенсационный фонд и предложит Литве, Латвии и Эстонии самостоятельно его поделить? В очередной раз перегрызутся и ни к чему не придут.Но за самим процессом понаблюдать было бы интересно. Каждой стране ведь нужно доказать, что Москва «угнетала» их сильнее, чем соседей. Для этого в ход пошли бы такие убойные аргументы, которых даже «Белая книга» не видела.