«План Маршалла»: Литва напоминает ЕС о необходимости содержать Украину
Валерий Иванчик
О так называемом плане Маршалла для Украины, о котором говорили отдельные литовские и украинские политики большую часть прошлого года, на последнем ноябрьском саммите «Восточного партнерства» в Брюсселе, где этот проект и должен был быть презентован, не прозвучало ни слова. Казалось бы, эта тема полностью утратила актуальность и ушла из медийного поля, но в марте 2018 года интерес к ней подогрел экс-премьер Литвы, соавтор проекта Андрюс Кубилюс, опубликовавший статью
Надежды Киева в части лоббирования на последнем саммите «Восточного партнерства» «плана Маршалла», согласно которому его авторы планировали обязать Евросоюз предоставлять Украине безвозмездную финансовую помощь в размере 5 млрд евро в течение не менее чем шести лет, ожидаемо не оправдались. Быть может, для официального Вильнюса это не худший вариант, так как ЕС наверняка бы обязал литовскую казну, и без того зависимую от дотаций из европейских структурных фондов, вносить свою лепту в финансирование Украины.
К концу 2017 года в отношениях Украины и Евросоюза наметился определенный кризис, связанный с невыполнением Киевом целого ряда ранее взятых на себя обязательств. Одна из главных претензий касалась затягивания процесса создания Антикоррупционного суда.
Очевидно, что наиболее коррумпированному государству Европы, коим стала Украина в результате Майдана и последовавших за ним событий и в котором к тому же так и не создана ориентированная на Запад замкнутая система антикоррупционных органов, многомиллиардные финансовые вливания не светили.
Но главный идеолог «плана Маршалла для Украины» Андрюс Кубилюс не прекратил попытки пролоббировать этот проект на международном уровне. В опубликованной статье под названием «“План Маршалла” на финишной прямой: что нужно сделать Украине» Кубилюс утверждает, что этот план может заработать уже к середине следующего года. Правда, это может случиться лишь в том случае, если переговоры о поддержке Киева на полях июньского саммита «большой семерки» в Канаде и на международной конференции по вопросам украинских реформ 27 июня в Копенгагене увенчаются успехом. Иначе, предупреждает Кубилюс, вопрос может быть отложен в долгий ящик ввиду того, что в 2019 году на Украине должны состояться плановые президентские и парламентские выборы.
По мнению Кубилюса, для одобрения «плана Маршалла» Киеву необходимо решить два ключевых вопроса. Первый — устранить проблему так называемых старых денег. Речь идет о кредитных линиях, открытых для Украины, которые, однако не используются киевскими «верхами» эффективно. Экс-премьер Литвы утверждает, что с 2014 года для Украины международными финансовыми структурами было открыто кредитных линий на сумму около 7 млрд евро, однако киевские власти сумели освоить лишь 1,5 млрд евро. До июня Киев обязан представить план выполнения проектов, на которые уже выделены вышеуказанные средства, если хочет претендовать на большее.
Но едва ли подобный план будет представлен. Показательным фактом стало закрытие Еврокомиссией проекта
Глава Минфина Украины Александр Данилюк, конфликтующий с Государственной фискальной службой — распорядителем выделенных Евросоюзом денег в размере 10 млн евро (из них Киевом было освоено лишь 2 млн евро; предельная сумма проекта оценивалась в 29,2 млн евро), назвал решение ЕС «очень негативным сигналом» и подчеркнул, что «мы сами себя дискредитируем».
Второй вопрос — «Украина должна показать, что она способна эффективно воплощать в жизнь важные реформы» (что бы это ни значило). В сущности, никаких реформ в общепринятом понимании этого термина с 2014 года на Украине не происходит.
Реформами, которых якобы проведено аж 144, правящие компрадоры назвали урезание социального пакета для граждан и резкое повышение тарифов на всё и вся.
Какие-либо реальные реформы нынешние власти могли проводить лишь в первые полтора года своего правления (и этого срока было вполне достаточно) — до тех пор, пока в обществе сохранялся относительно высокий уровень поддержки, Запад был максимально благосклонен к Киеву, а в парламенте существовала устойчивая коалиция.
Утратив всё вышеперечисленное, власть имущие, чьи рейтинги опустились ниже уровня грунтовых вод, уже не думали ни о каких реформах, сконцентрировавшись на консервации правящего режима с целью политического выживания и крупномасштабного присвоения коррупционной ренты.
Если всё-таки предположить, что вышеуказанные проблемы будут решены, то, по версии Кубилюса, Украина может претендовать на открытие льготных кредитных линий объемом 5 млрд евро в год, хотя ранее речь шла о безвозмездной макрофинансовой помощи.
«Почему речь идет именно о кредитах? Это соответствует последним подходам ЕС. В частности, Еврокомиссия сейчас запускает проект Внешнего инвестиционного плана, который предусматривает выделение миллиардов евро на поддержку стран-соседей. Скорее всего, и отдельный план для Украины будет подобен этой программе — доноры будут обеспечивать кредиты, покрывающие часть затрат на реализацию предложенных Украиной инвестиционных проектов. Но в нашем плане получение новых денег связано с продолжением реформ и решением “проблемы старых денег”», — пишет Кубилюс.
Понятно, что «план Маршалла для Украины» — это прежде всего личный пиар Кубилюса, не имеющий ничего общего с объективной реальностью ввиду сложившейся социально-политической ситуации на территории самой Украины. Но в следующих политических циклах утверждение международным сообществом некоего плана выделения безвозмездной финансовой помощи Украине теоретически возможно — когда на Украине будет другая власть и завершится конфликт на Донбассе.