«Закат Европы»: ЕС неспособен найти выход из миграционного кризиса
Андрей Стариков
Европа наконец посчитала беженцев. Масштабы миграционного кризиса действительно ужасающие. Сегодняшнее «великое переселение народов» названо самым крупным со времён Второй мировой войны.
Пограничное агентство ЕС Frontex, занимающееся вопросами контроля внешних границ, представило отчёт о ситуации с пришлыми «новоевропейцами». Так, с января по декабрь 2015 года на рубежах Евросоюза было зарегистрировано более 1,8 миллиона нелегальных пересечений. Как пояснил директор агентства Фабрис Логгери в интервью немецкому телеканалу n-tv, этот показатель отражает ситуацию, когда беженцы минимум дважды незаконно переходят границы государств Евросоюза: сначала в Греции, а затем на балканском трафике. «Если же говорить о реальных масштабах миграции, то Европа за прошлый год приняла 1 миллион лиц из Средиземноморья и стран Азии», – сообщил эксперт. Однако с начала 2016 года сотрудники Frontex зафиксировали уже 140 тысяч незаконных переходов внешней границы ЕС – на 600% выше прошлогодних показателей за аналогичный период.
Количество мигрантов в этом году превысит миллионный рубеж – неутешительно заключают специалисты агентства.
Европейский миграционный кризис, возникший в начале 2015 года, не только не затухает, но развивается по нарастающей. Всё более избирательным становится и европейский гуманизм: идёт обсуждение того, какие именно мигранты могут быть пропущены на территорию ЕС. Формально беженцами считаются лишь переселенцы из Ирака и Сирии – регионов, где бесчинствуют головорезы «Исламского государства». Но, как известно, немало выходцев из других ближневосточных и среднеазиатских государств, не охваченных войной, рады примерить шкуру беженца и, пользуясь обстановкой всеобщей неразберихи, перебраться в сытые страны «первого мира».
«Не приезжайте в Европу. Не верьте контрабандистам. Не рискуйте своими жизнями и кошельками. Это ни к чему не приведёт», – обратился к экономическим мигрантам председатель Европейского Совета Дональд Туск. Фильтрация иноземных пришельцев будет усиливаться, однако проблему это не решит. Ситуацию с огромной массой инокультурного населения, рванувшего в Европу, обостряет гендерная диспропорция пришельцев: 72% беженцев, по данным Frontex, составляют мужчины. Вполне закономерными, но оттого не менее омерзительными стали события новогодней ночи в немецком Кёльне, когда десятки женщин подверглись нападениям и домогательствам со стороны приезжих. «Ночь длинных рук», как окрестили происшествие публицисты, изменила всё. Отношение 61% опрошенных жителей ФРГ к мигрантам после кёльнских событий, согласно данным социологической службы INSA, резко ухудшилось.
В конце концов кризис беженцев расколол объединённую Европу. На восточных рубежах ЕС стала образовываться «антимигрантская фронда». Квотам на приём средиземноморских гостей начали сопротивляться страны Балтии. Варшава и Таллин
Неспособность решить свалившиеся на Европу проблемы заставила особо одарённых западных интеллектуалов искать виновника на стороне.
Например, телеканал Fox News и его аналитики обвинили во всём Россию: нелегальные мигранты появились в Европе, так как Москва поддерживает Сирию и политику её президента Башара Асада, – заявили телеэксперты. «Мы видим, что наши российские партнёры в Сирии используют вооружения, не отличающиеся высокой степенью точности. Процент высокоточного оружия очень мал. Это ведёт к большому потоку беженцев из районов, которые подвергаются бомбардировкам. Россия и Асад вместе намеренно превращают миграцию в оружие, пытаясь сломить европейские структуры и европейскую решимость», – заявлял ещё до окончания российской операции в Сирии американским телевизионщикам главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО в Европе генерал Филип Бридлав.
Но разглядеть просвет в европейском кризисе миграции за нелепыми обвинениями и истерикой фрондирующих восточноевропейцев едва ли удастся. Между тем, в ФРГ видят выход из сложившейся ситуации в более тесном взаимодействии с Турцией, в попытке остановить приток беженцев на дальних форпостах. В конце прошлого года Брюссель заключил с Анкарой сделку: деньги в обмен на беженцев, точнее на сдерживание беженцев. Европа пообещала Турции 3 млрд евро, возобновление переговоров о членстве в ЕС, облегчённый визовый режим. В обмен от Эрдогана требуется самая малость – не пускать беженцев в Шенгенскую зону. Вот только с реализацией нехитрого плана Меркель возникли некоторые проблемы.
Не все страны ЕС хотят платить дань османскому султану Эрдогану.
Да и аппетит, как водится, приходит во время еды: сегодня Анкара требует за свои услуги уже не три, а пять млрд евро. С момента договорённостей Брюсселя с Эрдоганом прошло почти три месяца. Изменилось мало. Лишь показатели незаконных переходов внешней границы ЕС выросли в разы, и выполнение соглашения «деньги – беженцы» – это не более чем полумера, неспособная вылечить европейскую миграционную болезнь. Необходимо качественно новое решение кризиса. От этого решения зависит судьба европейского проекта.