Волкер поставил на Порошенко: спецпредставитель США стал лоббистом президента Украины
Валерий Иванчик
Спецпредставитель Госдепартамента США по Украине Курт Волкер пообещал президенту Петру Порошенко «всегда стоять рядом с Украиной и украинским народом на защите свободы и демократии». Об этом он сообщил во время встречи с украинским лидером на борту американского эсминца «Дональд Кук» в Одессе. За те полтора года, что Волкер отвечает за Украину, его посредническая миссия не приблизила установление мира в Донбассе, а сам спецпредставитель де-факто стал лоббистом Петра Порошенко, работающим на действующего президента как по вопросам Донбасса и отношений с Россией, так и по вопросам внутренней украинской политики
С приходом Дональда Трампа в Белый дом внешнеполитические приоритеты США повернулись в сторону Китая и Тихоокеанского региона в целом, а Украина переместилась на периферию. Если в 2014–2016 годах ответственным за Украину был вице-президент Джозеф Байден, то с 2017-го уровень представительства понижен до клерка Госдепартамента Курта Волкера.
Правда, Волкер утверждал, что занимает должность спецпредставителя на волонтерских началах. При этом он остается руководителем Института Джона Маккейна при Университете Аризоны. Получается, что Волкер так или иначе, но координировал свою позицию с сенатором Маккейном, известным «ястребом», входившим в перечень главных критиков внешней политики Трампа.
При этом сомнительно, что Волкер обладает прямым контактом с Трампом. Волкер заявлял, что отчитывается по итогам переговоров перед уже бывшим главой Госдепартамента Рексом Тиллерсоном, который выступал за ликвидацию постов спецпредставителей как таковых.
Позиция нынешнего руководителя Госдепартамента Майка Помпео, коему миссия Волкера досталась «в наследство» от Тиллерсона, относительно постов спецпредставителей остается непонятной. Равно как непонятно, каков уровень коммуникации между Волкером и Помпео.
Более года прошло с момента последней встречи Волкера и помощника президента России Владислава Суркова, состоявшейся в ОАЭ. В ноябре 2017 Волкер и Сурков встречались в Белграде — в ходе тех переговоров американская сторона предложила 29 пунктов плана действий по Донбассу, из которых Россия сочла приемлемыми лишь три.
В сущности, переговорный трек Волкер — Сурков, с коим связывались надежды относительно сближения позиций Вашингтона и Москвы по Донбассу, успехов не продемонстрировал.
В мае прошлого года замглавы МИД России Григорий Карасин сообщил, что в переговорах по Донбассу Москвы и Вашингтона, то есть Суркова и Волкера, взята определенная пауза, отсутствуют даже приблизительные сроки их следующей встречи. Однако пауза продолжается до сих пор, а вероятность того, что Россия продолжит переговоры с Волкером, невысока.
Представляется, что Москва воспринимает Волкера как излишне ангажированную публичную фигуру. Американский политик не единожды призывал ужесточать санкционное давление на Россию, выступал лоббистом предоставления Киеву американских вооружений, активно комментировал вопросы, которые не входят в круг его ответственности, вроде «дела Скрипалей».
Фактически Волкер, призванный изначально искать пути преодоления разногласий, своими действиями вносил лепту в углубление этих самых разногласий.
Показательна позиция Волкера по антироссийским санкциям. С одной стороны, он периодически намекает на возможность их отмены или ослабления. При этом подчеркивает, что после завершения переговоров по Донбассу США должны ставить вопрос о Крыме, то есть фактически отрицает вероятность полной отмены санкций.
При этом нельзя забывать, что с недавних пор вопрос отмены санкций находится не в плоскости единоличной компетенции президента США: часть соответствующих полномочий перебрал на себя Конгресс.
С течением времени Волкер ужесточил свою позицию по отношению к Москве и де-факто стал последовательным лоббистом Петра Порошенко, работая в русле поддержки линии украинского президента как по вопросам Донбасса и отношений с Россией, так и по вопросам внутренней украинской политики.
Так, 21 февраля Волкер представил сайт под названием «Противодействие российской агрессии в Украине», что укладывается в логику предвыборной кампании Порошенко. Петр Алексеевич в ходе кампании позиционирует себя в качестве единственной фигуры, способной успешно противостоять России, а главный его предвыборный лозунг звучит как «Или Порошенко, или Путин».
Здесь стоит вспомнить, что Волкер является выходцем из лоббистской компании BGR Group, которую еще в начале 2017 года, после связанных с избранием Трампа перестановок в Белом доме, наняла администрация президента Украины для продвижения своих интересов в Вашингтоне.
Правда, политический вес Волкера внутри американского истеблишмента слишком мал для того, чтобы побудить официальный Вашингтон оказать существенную поддержку украинскому президенту. С другой стороны, этот вес достаточен для того, чтобы блокировать какие-то нежелательные действия, которые могли бы предпринять американские власти против Порошенко. Вот только совершенно не факт, что лоббистские услуги Волкера будут востребованы после выборов президента Украины.
Перезагрузка переговорного формата по Донбассу, если таковая произойдет по итогам президентских и парламентских выборов на Украине, наверняка будет включать в себя замену фигуры Волкера, который не продемонстрировал ни политической воли, ни эффективных механизмов для нахождения формулы урегулирования конфликта.