Президент Польши в день освобождения Освенцима предложил чествовать антисемита Петлюру
Алексей Ильяшевич
В Польше прошла торжественная церемония, посвященная 75-й годовщине освобождения концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау. Президента России Владимира Путина в Освенцим не пригласили, но президент Польши Анджей Дуда во время вступительной речи предусмотрительно не сказал ничего такого, что могло бы задеть Российскую Федерацию. Тем не менее самой церемонии предшествовало несколько странных и провокационных событий.
Еще полгода назад польские власти собирались отправить приглашение президенту России. «На мероприятия, которые организуются музеем в Освенциме в начале будущего года, приглашение президенту Путину будет направлено, так как освобождение лагеря советскими войсками — неоспоримый факт истории», — заявил тогда пресс-секретарь Анджея Дуды Блажей Спыхальский.
Позиция Варшавы казалась нелогичной, ведь на предыдущий юбилей освобождения концлагеря Путина не позвали, равно как и на годовщину начала Второй мировой войны. В последнем случае поляки не скрывали, что исходят из «современных, а не исторических реалий».
Через несколько месяцев политическая конъюнктура тоже взяла верх: после того, как Путин уличил посла Польши в нацистской Германии («антисемитскую свинью» Липского) в подстрекательстве нацистской агрессии против евреев, вопрос его визита в Освенцим отпал сам собой. Россия была представлена на уровне посла Сергея Андреева. В разрезе истории это выглядело довольно странно, особенно на фоне представительства некоторых других стран.
К примеру, от Нидерландов, которые в борьбе с нацизмом сыграли не самую выдающуюся роль, приехали сразу три высокопоставленных гостя — премьер-министр, король и королева. А страну — правопреемницу СССР представлял всего один дипломатический работник.
Даже в самой Польше это вызвало недоумение (с критикой в адрес руководства страны выступил экс-президент Лех Валенса).
Еще одним неприятным моментом для России стало то, что Андрееву в ходе мероприятий так и не дали слово. Видимо, организаторы решили лишний раз не «подсвечивать» роль СССР в освобождении Освенцима.
«Четыре последние года, когда я туда приезжал, я единственный напоминал собравшимся, кто освободил концлагерь, благодаря кому был остановлен Холокост, благодаря кому остались живы узники Освенцима — благодаря Красной армии, благодаря Советскому Союзу», — рассказал российской посол.
В польский официоз такие слова не вписываются. Недавно премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий обвинил Красную армию в нерасторопности (дескать, освободить Освенцим можно было летом 1944 года, но кровавый Сталин подарил нацистам еще полгода). Примечательно, что провокационное заявление прозвучало накануне форума Холокоста в Израиле.
На этот раз без провокаций тоже не обошлось. На арену вышел лидер правящей польской партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский, который потребовал от России компенсации за Вторую мировую войну.
Варшава не впервые выступает с подобными требованиями, но «выбивать» деньги из страны — правопреемницы Советского Союза накануне освобождения Освенцима — это просто цинизм высшей пробы!
Если говорить об Анджее Дуде, то ему все-таки стоит отдать должное: его вступительная речь на главном мероприятии вечера была предельно сдержанной и аполитичной. Вероятно, президент Польши решил сделать ответный жест Путину, который не стал использовать трибуну форума Холокоста для сведения исторических счетов.
Аналитический портал RuBaltic.Ru писал, что президент России причислил польский народ к жертвам нацистской агрессии (и больше о нем не упоминал). Дуда, в свою очередь, вспомнил о советских военнопленных в Освенциме.
И даже не постеснялся признать, что узники концлагеря 75 лет назад «дождались освобождения солдатами Красной армии».
Можно назвать это обменом любезностями, обоюдной попыткой снять напряжение. Но тогда непонятно, зачем Дуда предварительно решил подлить масла в огонь?
В день годовщины освобождения Освенцима польский лидер провел переговоры с Владимиром Зеленским. И нашел нетривиальный способ укрепить дружественные связи между Киевом и Варшавой: «Я предложил господину президенту совместно с нами увековечить память польских и украинских солдат, сражавшихся в 1920-м году с большевистским нападением. Это век той войны, где против большевиков боролись и польские солдаты — солдаты Пилсудского. С другой стороны были украинские солдаты и Петлюра, которые также храбро сражались».
Иными словами, укреплять «дружественные связи» нужно на почве русофобии. Без нее и «дружбе» конец.
Аналитический портал RuBaltic.Ru писал об этом неоднократно: какие точки соприкосновения останутся у Киева и Варшавы, если вынести за скобки общего врага?
Опять-таки, отмечать совместные победы над Красной армией Дуда предложил во время мероприятия, которое посвящено годовщине освобождения Освенцима силами этой же Красной армии.
Так и хочется спросить пана президента: вас ничего не смущает? Для России его инициатива прозвучала оскорбительно. Но, пожалуй, самый интересный момент совместного брифинга Дуды и Зеленского средства массовой информации оставили без внимания.
В качестве человека, память которого нужно увековечить, президент Польши выдвинул махрового антисемита: «погромного атамана» Симона Петлюру — главу Директории Украинской народной республики (УНР) в 1919–1920 годах.
Предварительно Дуде стоило бы проконсультироваться со штабом историков, который был создан в Польше для разоблачения «кремлевской лжи». Потому что Петлюра — явно не тот человек, имя которого стоит упоминать в 75-ю годовщину освобождения Освенцима.
Как ведущие еврейские организации, так и западные эксперты возлагают на лидера УНР ответственность за небывалый разгул антисемитизма на Украине.
«Республика Петлюры запомнилась самым кровавым преследованием евреев до Холокоста. Считается, что за недолгое существование УНР состоялось 1300 погромов, в ходе которых были убиты десятки тысяч евреев», — пишет известный шведский историк Андерс Райделл.
Собственно, даже убийцу Петлюры парижская Фемида в 1927 полностью оправдала. Адвокат подсудимого сумел убедить присяжных, что глава Директории нес личную ответственность за еврейские погромы, и расправа над ним была справедливым актом возмездия. С тех пор деятельность Петлюры в западной историографии получила однозначную оценку.
Так что сделал Дуда? В годовщину освобождения Освенцима предложил почтить память человека, которого справедливо называют предвестником Холокоста.
Как говорится, нарочно не придумаешь…
Героем минувшего Дня памяти жертв Холокоста стал премьер-министр Нидерландов Марк Рютте. Во время церемонии в Амстердаме он публично извинился за то, что власти его страны в годы Холокоста сделали слишком мало для сопротивления нацистам. Многим в Восточной Европе не мешало бы взять с него пример.