Лидер поляков Литвы: консерваторов Ландсбергиса пугает, что вокруг нас все больше литовцев
Михаил Кришталь
Весной в Литве пройдут сразу три избирательные кампании: выборы представителей самоуправления, президента и депутатов Европарламента. Один из потенциальных кандидатов в президенты страны, председатель «Избирательной акции поляков Литвы — Союза христианских семей» (ИАПЛ — СХС) Вальдемар ТОМАШЕВСКИЙ рассказал аналитическому порталу RuBaltic.Ru, благодаря каким программным пунктам этнические литовцы готовы голосовать за партию польского меньшинства в Литве.
— Г-н Томашевский, в мае 2019 года состоятся выборы президента Литвы. Планируете ли Вы выдвинуть свою кандидатуру?
— Вы не первый, кто задает этот вопрос. Сегодня я на него не отвечу; ответ будет озвучен не раньше февраля 2019 года. Во время многочисленных встреч с избирателями такие предложения часто поступают, то же говорят и однопартийцы.
Ситуация анализируется. Во-первых, выборы будут только в мае, поэтому для ответа еще есть время. Сейчас я и мои сторонники концентрируемся на выборах в самоуправление, которые пройдут 3 марта.
Во-вторых, президентские выборы для нас — это не что-то новое. Я дважды участвовал в президентских кампаниях и получал довольно большую поддержку избирателей, в последний раз около 8,5% голосов по всей стране. Мы победили в трех самоуправлениях, где удалось набрать более 50% голосов, а на 200 участках из двух тысяч получили первое место.
Люди поддерживают нашу программу и деятельность представителей нашей партии, честную и оправдывающую ожидания избирателей. Мы имеем хорошую репутацию, мы защищаем права своих сторонников и христианские ценности, что очень сильно выражено в нашей программе и наших действиях.
— Вашу партию поддерживают в основном районы, в которых проживают поляки. А что вы можете предложить литовскому электорату?
— То, что нас поддерживают не только поляки, очень хорошо видно на примере Висагинского самоуправления и других.
Я согласен с тем, что наша программа должна содержать предложения для всех избирателей. И мы предлагаем. У нас довольно широкая программа: в ней есть социальные, правовые и экономические моменты. Мы вносим в литовский Сейм предложения, касающиеся обеспечения социального равенства и справедливости. Это и бесплатные лекарства для людей старше 75 лет, и так называемые «карточки многодетных семей», которые предусматривают множество льгот для семей с тремя и более детьми. Это и пособия на детей — 120 евро на каждого ребенка. Такая программа очень нужна. Она повысит уровень жизни во многих семьях. Если люди будут иметь больше денег, экономика также получит новый стимул развития.
Наши действия уже привели к тому, что правительство согласилось выплачивать 50 евро на каждого ребенка. Конечно, мы и дальше будем добиваться повышения семьям выплат до 120 евро.
Для администраций и самоуправления страны у нас тоже есть хорошие предложения. Мы выступаем за введение базового уровня самоуправления в стране — старшинства. Сейчас в Литве одноуровневая система, в которой всего лишь 60 самоуправлений, что затрудняет реформы и работу самих этих органов. Самое маленькое самоуправление имеет три тысячи жителей, но есть полумиллионный Вильнюс и такие большие города, как Клайпеда и Каунас.
Только 13% денежных ресурсов проходит через самоуправления, остальное перераспределяется через центральную власть. Это — антирекорд ЕС.
По компетенциям и финансированию самоуправлений Литва, наверное, на последнем месте в Европе. В большинстве стран это соотношение находится на уровне 50 на 50.
Мы считаем, что местная власть ближе к жителю и избирателю и лучше знает, как потратить деньги. Самоуправлениям не хватает полномочий. В Европе на них возложена функция сбора большинства налогов, в Литве такого нет. У самоуправления нет влияния на налоговую инспекцию, оно не управляет землей, и это странно. Чтобы получить участок, скажем, на строительство детсада, приходится обращаться к правительству. Естественно, в таких условиях самоуправление не может привлекать в районы больших инвестиций. Эта сфера требует множества изменений, и мы их очень четко предлагаем.
Также мы предлагаем сократить количество членов Сейма с 141 до 101. Думаем, этого будет достаточно. У нас один депутат представляет очень малое число жителей.
Экономическая часть нашей программы содержит предложения по борьбе с теневой экономикой: как усилить службы, как собирать больше налога на добавленную стоимость. Мы хотим вытянуть людей из теневой экономики, пойти к ним навстречу, снижая некоторые налоги. Тогда люди будут заинтересованы работать официально.
Также в Литве очень маленький налог на капитал и высокий налог на заработную плату. Чтобы работающий человек получил, скажем, 600 евро, со всеми налогами его работодатель должен выдать 1000 евро. Это очень много. В Европе ситуация обратная: капитал обложен большим налогом, рабочая сила — малым.
Как видите, мы предлагаем не только социальные проекты, но и источники их финансирования, например, налог на банковские активы. Во многих странах, в том числе в Венгрии и Великобритании, такой налог есть. И банки не могут от него уйти, так как их активы зафиксированы.
0,4% налог на банковские активы позволил бы нам собрать половину денег для выделения 120 евро на каждого ребенка. К сожалению, правящие круги Литвы не хотят брать налоги с банков и больше забирают у простого человека. Это нужно изменить.
— Как Вы можете объяснить то, что районы с преимущественно польским населением находятся в Литве в наиболее сложном социально-экономическом положении?
— Эта информация неточна и распространяется целенаправленно.
На днях Институтом рыночной экономики был опубликован рейтинг «Индекс самоуправления». В районах с польским населением неплохая ситуация. Правда, в Шальчининском она выглядит несколько хуже: из 48 районов он занимает 30-е место. Но был сделан большой шаг вперед, и этот район опережает 18 других, в основном с севера Литвы, где ситуация намного хуже. Наши люди в самоуправлениях работают честно, компетентно, и динамика их развития хорошая.
Вильнюсский район (отдельное от Вильнюса муниципальное образование —прим. RuBaltic.Ru) — самый большой в Литве — занимает очень высокое 5-е место. Проводит множество инвестиционных проектов. Несмотря на то, что литовское самоуправление распределяет только 13% всех ресурсов, в постсоветское время в вильнюсском районе было построено семь новых детских садов. По всей Литве за тот же период — не больше двенадцати. В Вильнюсе сейчас строится только второй. С открытием и поддержанием работ школ и гимназий ситуация аналогичная. И все это делается за счет местного бюджета.
— Сегодня в Литве происходит активное восхваление националистических формирований «лесные братья». Какова Ваша позиция на этот счет?
— Я бы не хотел сейчас затрагивать исторические моменты. Историю нужно оставить историкам. Хотя я, конечно, имею свои взгляды.
Я думаю, что надо смотреть в будущее, а не привлекать избирателей своей оценкой исторических событий. Потому здесь не обойтись без злоупотреблений с разных сторон.
Мы предлагаем новую политику: меньше говорить о том, что было, больше смотреть в будущее и объединять всех людей доброй воли. Этим мы и заняты.
— Сейчас происходит наращивание вооруженных сил НАТО в странах Прибалтики, в том числе в Литве. Способствует ли это, на Ваш взгляд, укреплению безопасности в регионе?
— На этот вопрос и десять политологов не ответят, и десять профессоров. К сожалению, силы наращиваются — это констатация факта. Мы смотрим на это с осторожностью.
Если наращиваются силы с одной стороны, то же будет происходить и с другой. Литва находится на границе этого противостояния, что плохо для нас. Но этого мы изменить не можем.
Но пока есть так, как есть. И каждое государство имеет свои интересы. Есть мнение, что сильная армия помогает легче договариваться. И с этим мнением трудно не согласиться. Поэтому мы подписали меморандум о повышении расходов на оборону до 2% ВВП. Мы сделали это с двумя условиями: во-первых, в Литве необходимо принять закон национальных меньшинств, который был аннулирован в 2010 году консерваторами; во-вторых, деньги на оборону должны быть потрачены с умом: на развитие собственной военной промышленности, а не на закупку вооружения за рубежом.
Есть требование НАТО о 2%, и так будет. А если так, мы должны думать о нашей экономике, чтобы эти средства пошли на рабочие места, зарплаты и социальное благополучие.
— Есть ли проблемы, с которыми польское меньшинство сталкивается в сфере образования и языка?
— Эти проблемы всегда существовали. Они есть и сегодня. Но польское нацменьшинство (в вильнюсском крае это большинство) хорошо организовано. Оно имеет большой опыт общественной и политической работы и объединяет вокруг себя людей других национальностей. Все больше этнических литовцев голосует за наш Союз христианских семей. Они видят, что наши соратники работают честно, имеют мощную программу и думают о простом человеке.
Самоорганизация заставляет считаться с польским меньшинством. Несмотря на реформу образования в начале века, нам удалось сохранить и поддерживать работу 36 польских и 28 русских гимназий, хотя в начале реформы нам предлагали по 13 польских и русских гимназий.
После 2015 года 10 гимназий нацменьшинств мы практически вырвали у министерства.
Еще один вопрос — это изучение государственного языка. В польских и русских школах с первого класса преподают государственный язык. Им сразу дают программу, рассчитанную на тех, кто знает литовский язык. Это ненормально, и это большой стресс для наших детей. Мы предлагаем в первом классе учить школьников по другой программе, а потом усиливать уроки литовского. К сожалению, пока нам навстречу не идут.
Государственный экзамен также сдается на литовском языке.
Все понимают, что основным является родной язык, а второй — даже очень важный государственный — всегда будет только выученным.
Поэтому нельзя ко всем применять одинаковые требования во время сдачи экзамена. К сожалению, в 2011 году это произошло. Мы расцениваем государственные экзамены в их нынешнем виде как дискриминацию наших детей. И эта проблема не решена.
— Поддерживает ли официальная Варшава поляков Литвы?
— Конечно. Эта поддержка была и есть, и мы за нее очень благодарны. Каждое государство поддерживает свои этнические группы за границей. И это нормально. Польскому нацменьшинству зачастую другие национальные группы завидуют, так как Польша нам помогает.
— Почему Вы решили войти в блок с партией «Русский альянс», но при этом не блокировались с «Союзом русских Литвы»?
— Мы уже не первый и даже не второй раз вместе участвуем в выборах разных уровней и с «Русским альянсом», и с «Союзом русских Литвы». Есть вопросы личных взаимоотношений и некоторые тактические направления. Каждая партия имеет свою автономию.
«Союз русских» на последних выборах баллотировался со своим списком и не прошел. В Вильнюсе они не собрали и 4% голосов. На выборах в Сейм представители «Союза русских» и вовсе баллотировались от «Партии труда». В результате никто в Сейм не прошел.
Единство же с «Русским альянсом» сегодня создает для нас дополнительные возможности, например, преодолеть минимальный барьер, который не особенно используется в ЕС.
В результате преодоления 5-процентного барьера национальные меньшинства имеют в Сейме фракцию из 8 человек, в которой состоит и заместитель председателя «Русского альянса» — Ирина Розова.
— На Вас в Литве пытаются навесить ярлык «прокремлевского политика». Что Вы можете на это ответить?
— На каждого могут что угодно навесить. На тех, кто конкурирует с традиционными для Литвы партиями, навешивают такие ярлыки.
Мы объединяем всех людей доброй воли, и то, что вокруг нас все больше литовцев, некоторых пугает, особенно литовских консерваторов Ландсбергиса. Они тоже имеют в названии словосочетание «христианские демократы», но ничего в этом направлении программно не делают.
Мы дополнили название своей партии частью «Союз христианских семей», потому что христианские ценности — основные для нас: честная жизнь, честная деятельность, уважение к родителям, милосердие, социальная справедливость.Наши политические оппоненты успели почувствовать конкуренцию, потому что часть верующего литовского населения уже за нас голосует. И конкуренты начинают мобилизовать свой электорат, навешивать ярлыки на соперников и атаковать их.