На минувшей неделе президент Сербии Т.Николич посетил Минск с официальным визитом, в ходе которого А.Лукашенко предложил провести в Белоруссии встречу лидеров бывших югославских республик. В октябре 2015 г. премьер-министр Сербии А.Вучич провел в Москве
Угрозы дестабилизации Балкан
Ситуация на Балканском полуострове сегодня очень хрупкая. Регион — под прессом многочисленных угроз: тяжелая социально-экономическая ситуация, разгул криминала, проникновение в регион экстремистов и террористов с Ближнего Востока. Через Балканы сегодня проходит основной маршрут миграции в Европу. Все это накладывается на этнические и религиозные различия, не изжитые исторические травмы гражданской войны.
Включение стран региона в ЕС и НАТО, над которым работает западная дипломатия, проблем не решит. Внутри балканских стран нет единства по данному вопросу. По улицам Черногории и Македонии в этом году уже прокатились крупные акции протеста. Берлин, курирующий балканское направление политики ЕС, рискует повесить себе на шею груз новых проблем. Балканы, «мягкое подбрюшье Европы» — это мост, по которому нестабильность может перекинуться с Ближнего Востока в Евросоюз, что происходит уже сегодня. Ситуация серьезная — канцлер ФРГ Меркель в ноябре заявила, что закрытие границ ЕС может привести к вооруженному конфликту на Балканах.
Проблема нейтралитета
Интерес со стороны Запада к Сербии, равно как и к Белоруссии, заметно возрос на фоне кризиса вокруг Украины. Под публичным нажимом
Попытки НАТО сократить нейтральное пространство в Европе путем принятия в свой состав новых членов неизбежно спровоцируют дальнейший рост напряженности. В данном случае уже Евросоюз рискует быть в очередной раз втянутым в опасную игру «на повышение ставок». А нейтральные страны, прежде всего, Сербия, рискуют оказаться в эпицентре новых кризисов. В балканском контексте нелишним будет вспомнить и о том, что в 1941 г. — после подписания премьер-министром нейтральной Югославии Цветковичем Тройственного пакта с государствами Оси против воли народа — страну охватили массовые протесты, произошел государственный переворот.
Сохранение стабильности
Сегодня основная роль треугольника «Москва–Минск–Белград» заключается в сохранении стабильности и в сдерживании геополитических авантюр в регионе. В последние годы происходило планомерное наращивание экономического сотрудничества между Россией, Белоруссией и Сербией, опирающееся на прочный фундамент культурных и исторических связей. Россия осуществляет поставки энергоносителей в Сербию, выделяет необходимые для развития сербской экономики кредиты. Реализуются крупные инфраструктурные проекты в области транспорта и энергетики. Белоруссия и Сербия в последние годы стремительно наращивают товарооборот, сотрудничают в сфере машиностроения и строительства.
Сербы помнят приезд Лукашенко в Белград во время бомбардировок Югославии в 1999 г. Визит Лукашенко был скоординирован с Россией в рамках переговоров Примакова с Милошевичем. В ходе текущих переговоров с Николичем в Минске Лукашенко выступил с предложением провести в Белоруссии встречу лидеров балканских стран — бывших югославских республик. Диалог может оказаться продуктивным для развития многостороннего экономического сотрудничества. Серьезные подвижки в обсуждении политических вопросов маловероятны. На неизжитую память о жертвах гражданской войны накладывается активизация мировой политики на Балканах. НАТО и ЕС пытаются расширить свое влияние в регионе, опасаясь укрепления позиций Москвы. Без этих игроков диалог по политическим вопросам в Минске едва ли состоится. Кроме того, Балканы не входят в постсоветское пространство, в рамках которого может быть востребована минская диалоговая площадка.
Задачи Союзного государства на Балканах
Диалог на высшем уровне с лидерами балканских стран вписывается в более общую задачу поддержания стабильности и предсказуемости развития ситуации на Балканском полуострове. Ведь расширение блока НАТО в регионе может привести к разрушению хрупкого баланса, едва установившегося после кровопролитных гражданских войн. Это тем более очевидно, если учитывать угрозы стабильности Балкан со стороны пылающего Ближнего Востока.
В сложившихся условиях продуктивной может оказаться координация внешнеполитического курса Союзного государства России и Белоруссии на балканском направлении. Реализация крупных российских проектов в сфере энергетики и транспорта создает «зонтик» для решения более локальных задач. Возможно налаживание сотрудничества предприятий ОПК Союзного государства в процессе модернизации оборонного потенциала Сербии. Это поможет укрепить сербское государство перед многочисленными угрозами безопасности, прежде всего, террористической. Могут решаться более локальные задачи модернизации экономики балканских стран с опорой на сотрудничество с белорусскими предприятиями, например, в сфере машиностроения. В вопросах развития экономики могут быть найдены точки соприкосновения с Китаем, реализующим транспортные проекты на Балканах. Наконец, развитие культурных связей и гуманитарного сотрудничества балканских стран с Союзным государством может уравновесить в регионе влияние западного культурного «ультралиберализма», который подливает масла в огонь ближневосточного экстремизма.
Если ситуацию на Балканах удастся сохранить стабильной, возможно выстраивание связей между странами региона и ЕАЭС. Впрочем, до «интеграции интеграций» между ЕС и ЕАЭС дело здесь в обозримом будущем не дойдет. Слишком глубоки траншеи внутриукраинского кризиса и сильна ориентация Брюсселя на полюс Евро-Атлантики. Балканы же по-прежнему рассматриваются на Западе как зона конкуренции с Россией, имеющей здесь исторически сложившиеся связи и интересы.
Вячеслав СУТЫРИН, российский политолог, кандидат политических наук, научный сотрудник факультета политологии МГУ им. М.В.Ломоносова.