Политика Политика

Верховная Рада переходного периода: как проголосовала Украина?

Состоялись выборы в Верховную Раду Украины 8-го созыва. Они отличились рекордно низкой явкой, отсутствием явного победителя и доминированием прозападных правых партийных проектов, созданных специально под выборы. Сформировать большинство и заниматься законодательной деятельностью парламенту 8-го созыва будет еще труднее, чем предыдущим, впрочем, в условиях хронического кризиса новая Верховная Рада едва ли отработает полный срок.

По состоянию на 4 часа ночи по местному времени (обработано 11% бюллетеней), результаты выборов в Верховную Раду Украины по партийным спискам выглядели следующим образом:

Блок Петра Порошенко – 21,79%

«Народный фронт» – 21,65%

Самопомощь – 9,54%

Оппозиционный блок – 9,2%

Радикальная партия Олега Ляшко – 8,15%

«Батькивщина» - 6,31%

Перед тем как обратиться к процентам, обратимся к названиям. Из шести партий, преодолевших пятипроцентный барьер, в предыдущей Верховной Раде была только «Батькивщина». Еще две партии насчитывают несколько лет от роду, большинство же попавших в парламент политических сил – это проекты, созданные специально под выборы пару-тройку месяцев назад. Независимая Украина существует 23 года, а монополия КПСС была отменена еще раньше, но партийной системы в стране так и не сложилось. А вместо партий как политических институтов имеет место бесконечно тасуемая колода из нескольких сотен политиков, примерно за год перед выборами предлагающих олигархическим группам свои услуги, и получающих под очередной предвыборный проект эфирное время и финансирование.

Как правило, у украинских партий нет никакой внятной идеологии и программы (исключение составляли ныне люстрированные и приравненные к нацистам коммунисты). Отсюда соответствующие ничего не значащие и не объясняющие названия «Наша Украина», «За единую Украину!» и т.п. Еще чаще очередной проект там называют еще более примитивно - по имени лидера, под которого его создали, чтобы народу совсем просто было выбрать. Блок Литвина, Блок Костенко-Плюща, Блок Юлии Тимошенко и прочие с соответствующей мессианской агитацией («Украине нужен Литвин», «Она – это Украина»). Сложно представить, что все эти блоки просуществуют века, как тори и виги.

Очередная «именная партия», Блок Петра Порошенко, показала очень скромный по сравнению с ожидавшимся результат.

Голосование показало, что никаким общенациональным лидером президент Порошенко не является, а его феноменальная победа в первом туре связана исключительно с чрезвычайной политической ситуацией весны этого года. Единого же на всю страну лидера у Украины не может быть в принципе – это закон украинской политики.

Выборы 26 октября подтвердили и другие константы политической жизни, которые многие окрыленные революционной эйфорией Майдана политики, политологи и публицисты поспешили было отменить. Прежде всего, никуда не делось разделение страны на Западную, Центральную и Восточную Украины с соответствующей электоральной географией. Как всегда, активнее всех шли голосовать на западе страны, а восток и юг был аполитичен еще больше обычного. Рекорд явки в очередной раз установил Львов (70%), антирекорд – тоже в очередной раз – Одесса (39%). Правда, в Донецке и Луганске явка была еще ниже (32%), но говорить о голосовании на Донбассе, часть которого уже не считает себя Украиной, в одном ряду с другими регионами, было бы некорректно. Тогда уж придется вспомнить и 0,0% явки в Крыму…

Юго-восток практически всегда демонстрировал самый низкий интерес к национальным выборам, а на этих досрочных выборах, отмеченных «мусорными люстрациями» и «сливом» Партии регионов, у электората левобережной Украины и вовсе не было никакой мотивации идти голосовать. Тем не менее даже при столь низкой явке, преследовании ультраправыми и очень слабой избирательной кампании в Верховную Раду все равно прошел Оппозиционный блок, спешно набранный из остатков Партии регионов и близких к ней левоцентристских партий, обращавшийся к избирателю Юго-востока с близкой именно ему программой (поддержка отечественного производства, спасение украинской промышленности). Региональная дифференциация Украины сохраняется, и украинским национализмом ее точно не преодолеть.

Однако сказанное не означает, что новый украинский парламент будет репрезентативно отражать структуру украинского общества.

Подавляющее большинство в Верховной Раде 8-го созыва составили правые националистические партии разной степени радикальности с неизменным привлечением в избирательные списки боевиков добровольческих батальонов, воевавших на Донбассе.

Практически равный результат получили сразу две «партии власти»: национал-демократический Блок Петра Порошенко и «Народный фронт» - «партия войны» премьера Яценюка, главы МВД Авакова, главы СНБО Парубия, созданная на деньги олигарха Коломойского с наиболее активным привлечением ветеранов гражданской войны. Город Львов стал «кузницей» еще одного большого проекта: вслед за «Народным Рухом» и «Свободой» Львов вывел на общеукраинский уровень «Самопомощь» мэра города Андрея Садового: партия национальной интеллигенции и «креативного класса» выступает за национализм с человеческим лицом, а по идеологии наиболее близка к христианским демократам и другим европейским консерваторам. За «Самопомощью» идет Радикальная партия Олега Ляшко, лично сколачивавшего добровольческие батальоны и допрашивавшего на камеру «сепаров». Прошла в Верховную Раду также пытающаяся играть на радикальном поле «Батькивщина», хотя Юлия Тимошенко в новой украинской реальности неуклонно деградирует: нынешний результат для нее – очередной позор и унижение, если вспомнить амбиции и возможности Тимошенко пятилетней давности. Кроме того, на грани пятипроцентного барьера зависла ультраправая «Свобода».

Эти результаты еще сильно разбавят мажоритарщики – половина украинского парламента выбирается по одномандатным округам. Традиционно выборы в округах на украинских выборах связаны с самыми большими нарушениями, поэтому в ближайшие дни вероятна череда скандалов вокруг фальсификаций и подкупов избирателей. Затем начнется череда подкупов самих народных избранников: со времен Кучмы у крупнейших фракций повелось скупать депутатов-одномандатников (на местном жаргоне именуемых «тушки»), чтобы образовать парламентское большинство. Затем вступит в решающий этап «коалициада»: формирование правящей коалиции с распределением «хлебных» должностей во власти между представителями основных финансово-промышленных групп Украины. Главное в этом деле – с ювелирной точностью соблюсти баланс интересов, чтобы какой-нибудь обделенный олигарх не устроил раньше времени парламентский кризис.

Для украинских политиков все эти увлекательные занятия – смысл их жизни. Для наблюдателей внутри страны и за рубежом это предмет отвлеченного исследовательского интереса, как и для многих любителей, на досуге интересующихся политикой.

Но для украинского населения никакого значения, кто войдет в новую коалицию, сохранит ли премьерский пост Яценюк или его получит президентский ставленник Гройсман, нет. Их реальных проблем - отсутствия отопления, невыплаченных зарплат, падения гривны - «брачные игры жаб с гадюками» не решают никак.

Вероятно, именно поэтому на этих выборах была самая низкая в истории Украины явка в среднем по стране – 53%. Самая высокая была на самых первых выборах - в Верховный Совет. Тогда, в 1993 г., 76% граждан Украины пришли выбирать народных депутатов. С тех пор с каждыми новыми парламентскими выборами интерес к ним все падает и падает. Несмотря ни на какие Майданы, в массе своей украинцы все больше разочаровываются в демократии и ее институтах. Стратегически это и есть главный итог состоявшихся досрочных выборов.

Верховная Рада 8-го созыва была избрана в условиях системного кризиса украинской государственности – поэтому она и была избрана досрочно, хотя формальных причин распускать парламент 2012 года не было никаких. Каким образом новый состав Верховной Рады поможет в решении тяжелейших проблем Украины затруднялись ответить даже многие кандидаты в народные избранники. Нынешнее состояние Украины является переходным и до стабилизации ситуации там еще далеко. Поэтому подлинное значение имеет только такая, казалось бы, интересующая только социологов и прочих экспертов вещь, как явка. Прочие результаты украинских выборов имеют значение только в краткосрочной перспективе: в условиях незавершенной украинской революции было бы излишне оптимистично надеяться, что Верховная Рада 8-го созыва отработает весь отведенный ей пятилетний срок.