Украинские гетто: заробитчане превращают Польшу в двухобщинное государство
Сергей Широколобов
Массовая трудовая миграция с Украины начинает менять Польшу. Наплыв заробитчан беспокоит поляков, особенно тот факт, что правящая элита всячески поощряет практику заселения страны украинскими гастарбайтерами. В польском обществе под влиянием миллионов мигрантов с Украины происходят тектонические сдвиги: Польша перестает быть мононациональным государством этнических поляков. И последним это не нравится.
На днях вице-премьер и министр науки и высшего образования Ярослав Говин договорился до того, что помимо привлечения обычных заробитчан предложил импортировать с Украины «людей, которые могут быть польской элитой». Ранее Говин также отметился предложением не только открыть польский рынок труда для украинцев, но и «вообще открыть Польшу для украинцев», предоставив им при этом перспективу получения польского гражданства.
Намерение вице-премьера формировать в будущем правящую элиту страны из украинцев понравилось далеко не всем в Польше.
Наиболее резко отреагировали польские правые и националисты. Лидер Конфедерации Януш Корвин-Микке назвал идею Говина «абсурдной» и «близкой к государственной измене». Политик выступил против создания для заробитчан каких-либо стимулов для приезда в Польшу.
«Хотят — пусть приезжают. Не хотят — пусть не приезжают», — заявил он, добавив, что на «Британские Острова уехало почти 3 миллиона поляков», но, несмотря на это, британская монархия не создала ни одной программы, чтобы поляки «селились там целыми семьями».
В таком же духе прокомментировал слова Говина и лидер Национального движения Роберт Винницкий, который потребовал «остановить это безумие».
В свою очередь, на портале Konserwatyzm.pl вышла статья политолога-украиниста Михала Сюдака под заголовком «Будут ли украинцы польской элитой?», где были жестко раскритикованы высказывания польского вице-премьера.
«Наблюдая за польской политикой, я был убежден, что польский политический класс функционирует в другой галактике. Должен признать — я ошибался. Он функционируют в альтернативной реальности», — написал публицист.
По мнению Сюдака, Польша приняла слишком много украинских мигрантов, чтобы можно было ассимилировать их с поляками. И если в 1990-х и в начале XXI века украинцы очень быстро интегрировались с поляками (дружба, брак), то сейчас все изменилось, и заробитчане живут отдельными сообществами, при этом польские власти не предпринимают никаких мер для интеграции украинцев в польский социум.
«Мне об этом часто говорят полицейские, которые наблюдают, как в крупных городах создаются "украинские гетто"», — отметил он.
С точки зрения политолога, проблемой для интеграции также являются культурные различия и «тени прошлого», ведь поляки не забыли о Волынской резне.
Согласно социологическим опросам, в число народов, к которым поляки испытывают наименьшую симпатию, входят украинцы. И причины этой антипатии кроются в истории.
«В Польше есть довольно многочисленные круги (например, выходцы с Кресов и их потомки), от которых невозможно — и, наверное, никто не имеет права — требовать позитивного отношения к украинцам. Скажем себе честно: среди поляков есть такие, которые говорят открытым текстом (я это неоднократно слышал), что "украинцы для того, чтобы было кого гонять". Социологические исследования показывают также, что чем моложе респонденты, тем более неприязненно они относятся к украинцам», — пояснил Сюдак.
Далее он отметил, что «тени истории» для многих поляков настолько сильны, что у них врезавшийся в дерево по пьяни на автомобиле украинец воспринимается как «хозяйничающий в Польше бандеровец», который носится по польским дорогам. Социолог утверждает, что в стране отсутствует опубликованная статистика преступлений, совершенных иностранцами, потому что энтузиазм по поводу приема мигрантов в этом случае может радикально упасть.
Тема украинизации страны в последнее время все чаще всплывает в польских медиа.
Так, недавно популярное издание Do Rzeczy опубликовало материал под заголовком «Украинополония», где говорится о том, что Польша стоит перед лицом перспективы стать двунациональным государством, в котором коренное население будет делить свою суверенность на территории страны с украинцами.
В статье сообщается, что в данный момент в Польше (население 38 млн) проживает от миллиона до полутора миллиона украинцев. Однако эти данные могут быть занижены, кроме того, в летний период, когда растет спрос на сезонных работников в садоводстве и строительстве, эта цифра может увеличиваться.
Автор Пшемыслав Залуска сравнил ситуацию с Великобританией (население 63 млн), где число поляков насчитывает 1 миллион человек.
Таким образом, в процентном отношении украинцев в Польше в 2–3 раза больше, чем поляков в Великобритании. При этом поляки мигрировали на туманный Альбион в течение 15 лет, а украинцы «телепортировались» на берега Вислы всего за 4 года после майдана.
Автор также подверг критике нарратив о культурной близости украинцев и поляков, обращая внимание, что общая польско-украинская история — это история постоянных конфликтов, отличительной особенностью которых была невиданная жестокость.
«Резни, кульминацией которых был 1943 год, являются здесь не исключением, а частью исторического правила. Варварство Волынского преступления имеет свои корни в самой украинской культуре. Тарас Бульба, титулованный герой романа Гоголя, писателя, считающегося украинцами своим соотечественником, убивает собственного сына за связи с поляками. Тарас Шевченко, считающийся крупнейшим украинским поэтом, воспевает и прославляет в поэме "Гайдамаки" резню поляков времен Колиивщины XVIII века. Вот почва и предвестие преступлений УПА (Украинская повстанческая армия, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru). Более того, сегодняшняя Украина и те же самые люди, которые сегодня к нам приезжают и создают видимость хорошего отношения, у себя ведут совсем другой нарратив. Во Львове на здании польской школы размещена мемориальная доска Романа Шухевича — одного из организаторов геноцида поляков», — написал Залуска.
Журналист считает, что катализатором, который может привести к созданию всего за несколько лет 8–10 процентного украинского меньшинства в Польше, может стать облегчение процедуры предоставления заробитчанам права на постоянное проживание в качестве лиц, работающих в стране. А это может привести к тому, что Польша утратит статус национального государства.
В свою очередь, статью в Do Rzeczy прокомментировало интернет-издание Polskaniepodlegla.pl.
«Трудно избавиться от ощущения, что видение "Украинополонии" представляется в перспективе ближайших 10–15 лет очень реальной опасностью».
В то же время издание отмечает, что правящие элиты из «Права и справедливости» («ПиС») никак не реагируют на эти проблемы, а аргументы Пшемыслава Залуски стекают с политиков «ПиС» «как с гуся вода».
Ранее издание Kresy.pl посвятило вопросу украинизации страны объемный материал под заголовком «На пороге иммиграционной катастрофы: закончим мы, как немцы, французы и британцы?» Автор — редактор портала Кароль Кажмерчак — указал, что правящий лагерь «ПиС» сознательно проводит политику открытых дверей для массовой трудовой миграции. При этом в качестве примера часто приводятся Соединенные Штаты как держава, построенная иммигрантами.
Как и предыдущие авторы, журналист обратил внимание на геттизацию заробитчан и на формирование в стране параллельного украинского сообщества, где украинцы живут, работают и отдыхают только вместе с украинцами.
Кажмерчак упомянул исторические корни и отметил, что приезжие с Украины активно селятся на Прикарпатье, которое было областью польско-украинского конфликта, о чем весьма хорошо помнят еще живые свидетели убийств, совершенных УПА на этих территориях. И это, по его словам, происходит в ситуации, когда сегодня на Украине нет недостатка в тех, для кого территории региона по-прежнему являются частью «этнической территории Украины», и об этом говорят украинские политики, это внушает посольство Украины в США и это пропагандирует Украинский институт национальной памяти.
По мнению Кажмерчака, импорт дешевой рабочей силы с Украины приводит к тому, что в стране не растет заработная плата, и в итоге поляки вынуждены искать работу за рубежом.
Так, согласно данным Главного управления статистики за прошлый год, низкие заработные платы выпихнули в эмиграцию 2,5 миллиона поляков. В то же время политики из «ПиС» ничего не могут предложить коренным гражданам и в качестве решения продвигают замену населения в Польше на иммигрантов, а в перспективе на их потомков.
«Поляки находятся сегодня в том самом переломном моменте, в котором французы, немцы или британцы находились в 60–70 годы XX века. И пока демонстрируют ту же самую дозу фатальной наивности или дешевого ловкачества, соглашаясь, чтобы политики и бизнесмены открывали границы перед массовой иммиграцией под лозунгом отсутствия рабочих рук или спасения пенсий», — резюмировал автор.
На фоне депопуляции и массовой трудовой миграции поляков в страны Западной Европы тема украинизации страны со временем все чаще будет вставать перед польским обществом.
В условиях перманентного экономического кризиса, в который ввергли Украину евроинтеграторы, Польша будет активно высасывать рабочую силу из страны «победившего майдана». И в такой ситуации кажущиеся сегодня на первый взгляд фантастическими прогнозы польских журналистов об Украинополонии имеют все шансы воплотиться в реальность.