Понятия «цивилизация» и «цивилизованный» взаимосвязаны, но означают разные феномены. Под «цивилизациями» принято понимать устойчивые социокультурные образования трансрегионального масштаба, и в этом смысле Запад (Западная Европа + США) – одна из пяти-шести современных цивилизаций. А вот понятие «цивилизованный» за пару веков его употребления претерпело серьёзную эволюцию, оторвавшись от родственного понятия «цивилизационный» на довольно приличное расстояние.
«Нецивилизованная цивилизация»?
Представители западной цивилизации приватизировали категорию «цивилизованный» и противопоставили её понятиям «дикость» и «варварство», наделив этими качествами всех, кто не относился к Западу. Между тем, нужно ещё посмотреть, кто цивилизованнее – Запад или Восток.
Да, Запад много чего придумал в технической сфере. И сегодня, когда народ ломится в магазины за новомодными гаджетами с программами из Силиконовой долины, у массового обывателя нет никаких сомнений в том, что западная цивилизация круче любой другой.
Но ведь технический прогресс – далеко не всё. Во всяком случае, цивилизация – это прежде всего особая культура, а не уровень развития экономики. И отличия между различными цивилизациями – западной, китайско-конфуцианской, русско-православной, буддистско-тибетской, индуистской, исламско-арабской, шиитской и т. п. – определяются преимущественно такими признаками, как язык, этнос, религия, ценности и т. п., то есть признаками социокультурного свойства.
И вот здесь нужно помнить, что претендующий на цивилизационное первенство Запад на протяжении ряда столетий лидировал не только в технологиях, но и в процессах, которые ну никак не отнесёшь к «цивилизованным».
Напомню, что именно в Западной Европе и США была введена или реализована колонизация с массовым уничтожением коренного населения «третьих стран», разграблением колоний и вывозом в метрополию миллионов рабов.
Именно Запад изобрёл инквизицию, охоту на ведьм и гильотину, он первым произвёл и впервые применил на практике химическое оружие (против русских, кстати) и атомную бомбу. Он изобрёл фашизм и газовые камеры, организовал концлагеря и осуществил Холокост.
Список преступлений «цивилизаторов» столь объёмен, что называть Запад цивилизованным может сегодня ну абсолютно недалёкий человек, живущий между гаджетами и торговым центром.
Ошибка в борьбе за господство
Между тем, западные идеологи никогда не фрустрировали по поводу преступных деяний евроамериканских политиков. США и Европа последние пару веков находились на подъёме и уверенно шли к мировому господству, не обращая внимания на критику как извне, так и со стороны внутренних (левых и правых) моралистов. После любого провала: троцкистского проекта в России, фашистского в Европе, вьетнамского, иракского, ливийского и прочих проектов – западным элитам довольно легко удавалось (удаётся и сейчас) отбиться от обвинений в свой адрес и заново начать восхождение к вершинам мирового господства.
Кульминационным моментом этого восхождения стало управляемое разрушение Советского Союза и превращение РФ в полуколонию Запада. Казалось: ещё пару шагов, и проект глобализации по-американски вступит в стадию своего завершения. Но, увы, увлёкшись борьбой с советской, а затем и российской «угрозой», США не заметили, как проиграли борьбу за мировое господство Китаю. Более того, неуправляемой державой становится и Индия, всё более неуправляемой становится также исламская умма.
Так вот: проиграв борьбу за мировое лидерство Китаю (об этом мы поговорим отдельно в следующих статьях), превращающиеся в лузера США решили отыграться на России, граничащей с множеством маленьких и манипулируемых Западом стран, а потому – идеальной мишени.
Американские идеологи, то есть люди, определяющие, о чём должны говорить с самых высоких трибун госчиновники, включая действующих президентов, всегда отдавали себе отчёт в том, что США – узурпатор. При этом задача перед западными политиками никогда не ставилась так, чтобы уменьшить степень притязаний евроамериканских элит на мировую власть. Задача всегда состояла в том, чтобы замаскировать это стремление, облечь его в политкорректные («цивилизованные») термины и формулы («защита свободного мира» и проч.), а также в том, чтобы различными демагогическими приёмами легитимировать своё право на политическое и иное превосходство.
Террористы = борцы с терроризмом?
XXI век, а точнее развитие интернет-технологий, позволил США монополизировать мировое информационное пространство: западное –полностью, не западное – частично.
К настоящему времени альтернативные источники информации уже зачищены: мало кому из журналистов хочется быть убитым или же разделить участь Джулиана Ассанжа. Те же, кто не зачищен (как российские СМИ), оболганы и обрушены в маргинальное поле. Все субъекты информационного поля поставлены под колпак АНБ. Толпа (массовый потребитель) подготовлена к тому, чтобы уже не воспринимать тексты (то есть документы) и смыслы, потребляя лишь картинки.
Самое время начинать производить и транслировать эксклюзивный контент, который не имеет никакого отношения ни к журналистике, ни к объективной информации… И контентом современных (системных) западных СМИ становится ложь.
Вот для чего в западных СМИ раскручиваются террористические группировки вроде запрещённых в РФ «Аль-Каиды» и «Исламского государства», и вот для чего миру демонстрируются профессионально поставленные видеоролики об ужасах исламистского террора.
Согласно замыслу режиссёров подобного продукта, мир должен искать защиты от варваров у «цивилизованных» США, не подозревая, что и террористы, и западные «борцы с терроризмом» – лишь разные проявления одного и того же субъекта глобального управления.
Ложь – основа Pax Americana
Насилие, обеспечивающее узурпацию элитами США мировой власти, и ложь, призванная легитимировать насилие по отношению ко всему, что не нравится Госдепу, становятся (уже стали) важнейшими сущностными характеристиками Pax Americana.
Ложь в «исключительной» стране (а вслед за этим – и во всей Западной Европе) стала системной. Образно говоря, трясти пробирками с белым порошком в США и Евросоюзе уже норма. В западных странах лгут (или заблуждаются) уже не отдельные персонажи вроде Колина Пауэлла или Барака Обамы. Сегодня в большой американо-европейской политике лгут все или почти все.
Здесь лгут убеждённо и часто – с искренним чувством негодования по отношению к тем, кто не принимает американскую «правду», как это делает, к примеру, представитель США в ООН Саманта Пауэр. Лгут, апеллируя не только к правде, но и к нравственности. Так, бывший генсек НАТО Андерс Расмуссен в своей только что опубликованной книге «Воля к лидерству – незаменимая роль Америки в глобальной борьбе за свободу» заявил, что «только Америка имеет моральное величие, чтобы остановить сползание мира в хаос».
Ложь западного человека не имеет генетической предопределённости. Но она всегда была одним из важнейших и системообразующих требований американской ценностной матрицы, а сегодня становится – наряду с насилием – системообразующим фактором всей западной политики.
«Америка права, даже если не права»
В недавних русофобских заявлениях Обамы с трибуны ООН, в его выступлениях в рамках кампании по выборам нового главы государства, а также в подходах к прессе нельзя не заметить некой особенности, не связанной с обидчивостью и недалёкостью уходящего президента.
Имеется в виду особенность политической системы США, побуждающей не только главу государства, но и других американских политиков всё чаще говорить языком пародий на самих себя.
Особенность эта заключается в том, что русофобия для американских политиков не самоцель. Её рост – следствие известной трансформации американской политсистемы после утраты Советским Союзом статуса сверхдержавы, с которой США, при всём своём враждебном отношении к коммунизму, предпочитали поддерживать уважительные отношения.
Увы, в течение последних 25 лет США мутировали из страны, являющейся реальным лидером свободного мира, в государство, узурпировавшее право навязывать свою волю всем остальным.
Сегодня США не мировой лидер (что упорно пытается доказать с самых разных трибун Барак Обама, натыкаясь на усмешки и часто – откровенный хохот), но хозяин в сконструированном ими под себя мире Запада. При этом новый, проамериканский Запад очевидно никогда не был (а сегодня – тем более) цивилизованным.
Он – специфическая альтерхристианская субцивилизация, сделавшая ставку в экспорте своих интересов на такие проверенные пещерные приёмы, как насилие, подкуп и ложь.
Согласно американской формуле власти, шея управляет головой, а хвост вертит собакой. Так вот, позицией американских лидеров и всей национальной системой информации начинают вертеть разного рода штампы, не подлежащие ни сомнению, ни анализу.
«Америка всегда права, даже если она не права» – вот стержневая установка, вокруг которой и выстраиваются (штампуются) смысловые элементы современной американской политики.