На конференции в Калининграде Польша заявила, что собирается просить у ЕС денег на проекты с Россией. А польские приграничные регионы выступили за восстановление МПП.
23 сентября в Калининграде прошла V Конференция-совещание «Регион Балтийского моря: от планирования к совместным действиям». В ходе дискуссий российские, литовские, польские и финские чиновники сошлись во мнении, что, несмотря на сложную политическую обстановку и имеющиеся разногласия по определённым вопросам, на региональном уровне соседи должны продолжать развивать отношения.
Наиболее внушительной и представительной стала польская делегация. Приграничные воеводства направили в Калининград целый десант участников. Представителя прислала и официальная Варшава: заместитель директора Департамента территориального сотрудничества Министерства экономического развития Рафаль Балиньский представил программу российского-польского трансграничного сотрудничества на 2014–2020 годы. Она призвана заменить предыдущий трёхсторонний формат сотрудничества «Польша – Калининград – Литва».
От вопроса корреспондента RuBaltic.Ru о судьбе малого приграничного передвижения (МПП) Балиньский уклонился, зато сообщил, что Польша очень ждёт, когда Евросоюз выделит деньги для взаимодействия с Калининградской областью.
Запущенное в 2011 году совещание «Регион Балтийского моря: от планирования к совместным действиям» заложило совершенно новый подход к региональному сотрудничеству вокруг Балтийского моря
«Рассчитываем, что Еврокомиссия одобрит новую программу до конца года, чтобы в 2017 году мы смогли начать работу над первыми заявками», – сказал он. Смысл программы – выделение грантов на региональные проекты. Заявки будут рассматриваться на конкурсной основе. Их сфера широкая, охватывает всё – от туризма и сохранения историко-культурного наследия до экологии и транспорта. Балиньский отдельно подчеркнул, что Польша хочет направить деньги на дальнейшую модернизацию погранпереходов с Россией. Всего на программу хотят выделить более 60 млн евро. Помимо Брюсселя, вкладываться должны обе стороны. Порядка 12 млн евро Евросоюз даст на крупные инвестпроекты, заверил Балиньский.
Варшава «заморозила» МПП с Калининградской областью в начале июля. Официальными поводами стали грядущий саммит НАТО в Варшаве и Всемирные дни молодёжи в Кракове. Предполагалось, что режим возобновит работу в первых числах августа, но в последний момент Польша отказалась это делать. Позиция Польши: восстановить МПП не позволяют соображения безопасности. При этом Варшава довольно неохотно делится подробностями угроз, исходящих от МПП. 23 сентября, выступая в Белостоке на Всемирном экономическом конгрессе, замминистра иностранных дел Марек Циолковский допустил восстановление МПП с Калининградской областью «в ближайшее время». Министерство внутренних дел Польши в тот же день информацию о возможном возврате МПП опровергло.
«Заморозка» МПП по инициативе Польши не идёт на пользу взаимодействию регионов. Андрей Келин, директор Департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ, назвал этот шаг политизированным и отметил, что мяч теперь находится на польской стороне. Он сказал, что никаких предпосылок для прекращения действия МПП не было. Аналогичную мысль высказали представители Поморского и Варминьско-Мазурского воеводств, территории которых входили в зону МПП. «Мы были удивлены этим решением (центральных властей – прим. RuBaltic.Ru). На нас отмена МПП, безусловно, оказывает негативный эффект, – рассказала Кристина Врублевская, глава Бюро международного сотрудничества Поморского воеводства. – Важно, чтобы в приграничной зоне люди как можно легче пересекали границы. Встречались, разговаривали, обсуждали совместные проекты. МПП привело к росту числа посещений Польши. Причём россияне приезжали не только за покупками, но и как туристы. Люди приезжали на культурные и спортивные мероприятия».
Аргументы Варшавы о связи МПП с безопасностью и вероятностью проникновения в Польшу «нежелательных элементов» Врублевская отвергла.
«Мы посмотрели статистику и не нашли каких-либо доказательств роста противозаконных действий ни со стороны поляков, ни со стороны гостей из России», – утверждала Врублевская. Ответ Министерства внутренних дел на протест воеводства также не выглядел убедительно. «Письмо из МВД указало, что приостановка МПП – временное решение, но ответ не содержал каких-либо дат, когда оно будет восстановлено. Была только ссылка на безопасность, без конкретики, – описывала переписку с Варшавой Врублевская. – Не уверена, что между нами есть взаимопонимание. Мы видим совершенно другую картину. Поэтому и хотим, чтобы МПП было восстановлено. Несмотря на трудности, надо сотрудничать и общаться».
Директор Департамента международного сотрудничества Варминьско-Мазурского воеводства Лукаш Белевский пояснил, что МПП было особо ценным в качестве стимула межчеловеческих контактов. «Привести цифры ущерба пока не могу, но люди постоянно жалуются. Местные администрации и местный бизнес в один голос говорят, что отсутствие российских туристов и покупателей приносит конкретные убытки, – сказал он.
– От людей, живущих в приграничной зоне, слышу, что они не понимают данное решение (приостановить МПП – прим. RuBaltic.Ru) и хотят, чтобы оно вернулось как можно раньше. Привести плохие примеры действия МПП я не могу».
Варминьско-Мазурское воеводство также направляло официальные протесты в МВД и МИД страны, однако, по информации Белевского, ответ так и не пришёл. «Раз не было ответа, сложно говорить о диалоге с центральными властями. Давайте лучше говорить о важности МПП», – предложил чиновник. Он считает, что в отсутствие МПП важным каналом сотрудничества между Россией и Польшей остаётся взаимодействие на уровне региональных властей и муниципалитетов, поэтому работать стоит именно в этом направлении.