Итог G-7: Россия становится для США важнее союзников по НАТО
Александр Носович
Очередной саммит «большой семерки» в который раз оказался провальным. Крупнейшие страны Запада вновь не смогли сойтись в ключевых вопросах международной политики, и снова разногласия были так велики, что их не получилось скрыть от общественности. Камень преткновения, из-за которого разгорелся конфликт, — Россия, которую президент США Дональд Трамп потребовал вернуть в «группу семи». Поведение Трампа показывает, что в новых международных реалиях Россия для США важнее союзников по НАТО.
45-й по счету саммит G-7 во французском Биарицце оказался новой иллюстрацией того, какой раздрай царит между странами «коллективного Запада». Итоговое заявление лидеры США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Японии не подписали и даже от протокольной общей фотографии отказались, чтобы необходимость стоять бок о бок не выдала публике, какую идиосинкразию вызывают западные руководители друг у друга.
Впрочем, публике и так все было понятно. До прессы долетали отголоски всех распрей, бушевавших между главами «группы семи». Тут и «брексит», и торговая война американцев с Китаем, которая вредит экономическим интересам Европы, и отказ европейцев платить США за свою военную безопасность, и ядерная сделка с Ираном, и неспособность выработать общую стратегию по борьбе с изменением климата.
Когда же разговор дошел до России, Дональд Трамп якобы вовсе переругался с коллегами и выскочил во время ужина из-за стола, не в силах дальше лицезреть тупоумных американских союзников, которые не понимают, что Россию нужно вернуть в «большую семерку».
Американский президент еще до поездки в Биарицц высказался в поддержку предложения хозяина саммита, президента Франции Эммануэля Макрона, о том, чтобы сделать «семерку» обратно «восьмеркой». После саммита Дональд Трамп подтвердил, что вопрос возвращения России обсуждался им с коллегами по G-7 и что он выступает категорически за.
Во время самого саммита тема России спровоцировала скандал. Британская Guardian сообщает, что Трамп настаивал на присутствии России при обсуждении вопросов Северной Кореи, Ирана и Сирии, однако поддержку ему выказал только и. о. премьер-министра Италии Джузеппе Конте.
Япония в споре о России объявила нейтралитет, Германия, Франция, Великобритания и Канада высказались против. Меркель и Макрон напирали на выполнение Россией Минских соглашений, новый британский премьер Борис Джонсон увязывал возвращение Путина с прогрессом по «делу Скрипалей», а участвовавший в саммите на «птичьих правах» представитель Евросоюза Дональд Туск предложил вместо России принять в G-7 Украину.
Раздраженный ограниченностью союзников, толковавших ему о ценностях либеральных демократий, Трамп, как утверждает источник Guardian, швырнул приборы на стол и отказался от общего ужина. И эмоциональность американского президента можно понять.
В новых международных реалиях Россия для США важнее союзников по НАТО, и Дональд Трамп это понимает, в отличие от скудоумных союзников, которые пытаются в новых условиях жить по-старому.
Только очень недалекий человек может объяснять особое отношение Трампа к России тем, что президент США — русский шпион, что он в сговоре с Путиным, хакеры которого выиграли ему выборы, или что он лично неравнодушен к «диктаторам».
Грубая реальность состоит в том, что США за полчаса могут стереть с лица земли кого угодно, однако Россия — единственная страна в мире, которая может сделать то же самое с США.
Китай может обладать в десятки раз более мощной экономикой, чем Россия, однако войну с Америкой он проиграет. Россия же — единственная сила в мире, у которой с американцами стратегический паритет в сфере ядерного оружия. Для Трампа такие вещи первичны, а все остальное просто не имеет значения.
Китайская экономическая мощь, которая уже дошла до стадии, бросающей вызов американскому глобальному лидерству, ничем не обеспечена, пока не имеет соответствующей военной защиты. Предоставить такую защиту Пекину может только Москва.
То есть вопрос сохранения за Америкой мирового господства состоит в том, сможет ли Дональд Трамп склонить Россию хотя бы к нейтралитету в будущем военном конфликте с Китаем, подготовка к которому открыто идет в Соединенных Штатах последние годы.
По этой причине Россия для Вашингтона важнее всех своих сателлитов. Союзники по НАТО и вне НАТО стратегически ни на что не влияют. Ну, заставит их «дядя Сэм» отказаться от торговли с китайцами, китайских кредитов и участия во всяких «шелковых путях». Ну, погонит их на войну с Китаем именем 5 статьи Устава НАТО, заставив таким образом расплатиться за десятилетия дармовой американской защиты. Все это важно, но это не «фактор икс».
Подлинный «фактор икс» — это Россия, от поведения которой зависит, удастся ли Вашингтону остановить стремительной взлет Поднебесной. Отсюда игры, в которые Трамп играет с Москвой, когда он то вводит новые санкции, то призывает «поладить» с Россией, то высылает российских дипломатов, то приглашает Путина в Белый дом, то хвастает перед Кремлем ракетами, то предлагает вернуть Россию в «семерку» и снова сделать из последней «восьмерку».
Союзников/сателлитов Соединенных Штатов Америки, которые в процессе увлекательного торга с Кремлем путаются под ногами со своими рассуждениями про сообщество либеральных демократий и замену России Украиной, Трамп должен воспринимать не иначе как сборище кретинов, мешающих ему творить будущее.
Все союзники/сателлиты, вместе взятые для решения стратегической проблемы сдерживания Китая, значат для США меньше, чем одна Россия.
Поэтому идеология и интересы этих союзников/сателлитов для Вашингтона не существуют вовсе. В критический момент Трамп и санкции против России снимет без всякого минского процесса, и Крым признает российским, и Прибалтику Путину продаст за символическую цену в один доллар.
Это самое меньшее, что он может дать за то, чтобы избежать полноценного военного альянса России с Китаем.