Вильнюс возьмется за Донбасс: как старший брат помогает Украине
Леонид Азадовский
Президент Украины Петр Порошенко 26 августа объявил о своей инициативе предложить странам ЕС взять на себя ответственность за восстановление отдельных населенных пунктов Донбасса. По его словам, все украинские послы по поручению президента посетили города и села Донецкой области, «чтобы собственными глазами увидеть, в чем сейчас нуждается Донбасс». Однако пока из 28 стран-членов ЕС на очередную авантюру Петра Порошенко согласилась только Литва. Впрочем, она никогда не подводила украинского лидера.
Братья по оружию
С начала вооруженного конфликта на Донбассе Киев неоднократно обращался за военной помощью к странам ЕС, чья поддержка, однако, выражалась только в «строгом осуждении» и «глубокой обеспокоенности» ситуацией. Всех, кроме одной.
К 2016 году Вильнюс передал Киеву порядка 150 тонн боеприпасов советского производства, в том числе патроны для автомата Калашникова. Дело в том, что Литва, как приграничная республика Союза, унаследовала большие запасы советского оружия, ставшего ей не нужным в связи с переходом страны на стандарты НАТО. Все вооружение на общую сумму 2 млн евро было передано совершенно бесплатно.
Более того, за время конфликта 200 солдат украинской армии прошли реабилитацию в республике, а в поддержку украинской армии кроме официальных органов власти выступили также и неправительственные организации, например Blue/Yellow for Ukraine, участники которой собирали взносы на покупку снайперских винтовок для украинских военных.
Другим примером сотрудничества двух стран можно назвать передачу подержанных цифровых передатчиков телевизионного и радио- сигнала (так называемых фидеров) для усиления сигнала в неподконтрольных киевским властям районах Донецкой и Луганской областей, общей стоимостью около 35 тысяч евро.
Но ведь фанатичная поддержка Вильнюса проявлялась и до начала конфликта. Тогда Литва, председательствующая в Совете ЕС, всеми силами старалась ускорить подписание соглашения об Ассоциации, впрочем не без эксцессов, немного затянувших этот процесс.
А уже после подписания соглашения Литва стала инициатором возрождения гигантского инвестиционного «Плана Маршала» для Украины, общая помощь которого должна была составить 50 млрд евро — сумму, примерно равную всему литовскому ВВП в год.
Мегаплан от литовских союзников
С самого начала главным лоббистом Плана выступил бывший литовский премьер-министр Андрюс Кубилюс. После длительной подготовки план, наконец, был представлен в здании Литовского Сейма 6 ноября 2017 года.
Презентовал план министр иностранных дел Линас Линкявичюс. В рамках предлагаемой помощи Украине предлагалось выделить 50 млрд евро в течение 10 лет для поощрения малого и среднего бизнеса в стране. К слову сказать, «План Маршалла для Украины» больше своего предшественника — послевоенного «Плана Маршалла» для всех стран Европы — примерно в 4 раза.
Украинский посол в республике охарактеризовал роль Литвы в разработке плана помощи так: «Я бы хотел подчеркнуть, что сначала это был план Литвы для Украины на 2017–2020 годы, а затем это стало европейским планом, вновь благодаря усилиям Литвы».
Другим важным патроном «Мегаплана» принято считать Джорджа Сороса, который синхронно с литовскими властями делал следующие заявления: «Чтобы успешно интегрировать Украину в мировую экономику, страны ЕС должны предоставить своевременную помощь». Иначе, мол, государство, чьи потери от разрыва с Россией составили 50% ВВП, просто не справится и вся затея с евроинтеграцией Украины потерпит фиаско.
А зачем Литве нужен «Мегаплан»?
Первая очевидная причина поддержки Украины, в общем-то, лежит на поверхности и заключается в том, что, проводя русофобскую политику против России, Литва солидаризируется со всеми соседями, которые становятся на этот путь. Вторая причина менее очевидна, на первый взгляд.
Как отмечал эксперт польского Вышеградского фонда Вацлав Чижиньски, Литва рассчитывает за счет кредитов для Украины из общеевропейской казны укрепить собственное положение в ЕС.
С одной стороны, Украина в случае успеха будет благодарна Литве, а с другой — старший партнер ЕС, США, ведь Литва находится в последнее время на острие проводимой этой страной русофобской политики.
Впрочем, прошел уже год с момента презентации Мегаплана, а конкретных действий в его рамках как не было, так и нет. К примеру, большой скепсис выразил сразу же посол ФРГ в Украине Эрнст Райхель, заявивший, что давать такие огромные суммы Киеву без видимого позитивного сдвига или хотя бы незначительного улучшения в борьбе с коррупцией считает неправильным.
Однако незначительную выгоду из ситуации с Украиной республике все-таки удается извлекать. Так, например, в этом году стало известно, что в возросшем потоке трудовых мигрантов в Литву 80% составляют украинские граждане. И в будущем ожидается, что эта цифра только будет расти на 20–30% в год.
А тем временем, несмотря ни на что, Литва продолжает выделять символические суммы, чтобы окончательно не упасть в грязь лицом. Последний транш, выделенный Украине со стороны Литвы в октябре прошлого года, составил 20 тысяч евро, что, конечно, гораздо меньше заявленных миллиардов.
Особенный символизм данные денежные вливания приобретают в свете того, что их выплачивает государство примерно в 20 раз меньше Украины по населению и с примерно вдвое меньшим ВВП.
Но, похоже, украинское правительство в эти трудные для страны дни радо любой помощи, пусть даже и такой незначительной.