Вчера, 26 августа, в Минске состоялась встреча в формате ЕС-Украина-Таможенный союз, которая не смогла серьезным образом повлиять на развитие украинского кризиса. Среди причин неудачи – неготовность президента Украины Петра Порошенко к компромиссам. Между тем от бессмысленной гражданской войны уже начинает уставать не только общество, но и украинская армия, готовая вскоре повернуть штыки на Киев, убежден главный редактор «Киевского телеграфа» Владимир СКАЧКО, чьё выступление на днях состоялось на летней школе для молодых журналистов Studia Baltica, проводимой Центром общественно-политических исследований "Русская Балтика" при поддержке
- Владимир Сергеевич, вчера состоялись переговоры в Минске в формате ЕС-Украина-Таможенный союз. Как Вы оцениваете данную встречу?
- Каких-то особых результатов я от этой встречи не ждал. ЕС попытался на этих переговорах ослабить влияние США на Киев. Украина сейчас используется Вашингтоном как обоюдоострое оружие, которым пытаются рассорить Европу и Россию. Поэтому ЕС и Россия попытались урезонить Петра Порошенко, а потом минимизировать американское влияние на происходящие события.
Цель всего этого, как мне кажется, - прекращение огня. Цель правильная, но пока недостижимая. Тем не менее первые шаги к умиротворению ситуации могут быть сделаны.
- Насколько реально создать условия для урегулирования украинского кризиса в нынешней ситуации?
- Условия очень простые, нужно лишь захотеть их обеспечить. Во-первых, надо прекратить огонь, а во-вторых, решать всё за столом переговоров. К сожалению, объяснение Петром Порошенко роспуска парламента говорит о том, что он пока не готов к примирению. Пока от него ждут продолжения войны. От него требуют, невзирая на то, что гибнут люди, обеспечить подконтрольность территории и максимально приблизить к России фронт борьбы с русским миром.
Порошенко заявил, что сейчас никаких переговоров с ДНР и ЛНР быть не может, поскольку там проживают только террористы и диверсанты, и с ними можно общаться исключительно с позиции силы. Президент обещает начать переговоры после выборов 26 октября. А это означает, что ещё минимум два месяца должна идти война.
С этим заявлением были связаны слухи, что Порошенко может не поехать в Минск, и сам факт их возникновения говорит о степени накала противостояния между Европой, США и Россией. Это похоже на протокол о намерениях: ничего не было, но все поняли, что может быть.
- Как сильно нынешние власти зависят от общественных кругов, которые настаивают на силовом решении украинского кризиса?
- Патриотический настрой используется Петром Порошенко как аутотренинг: сначала я сделаю людей, которые потребуют войну, и объявлю войну, а потом скажу, что меня люди попросили. Это очень яркий пример манипуляции общественным сознанием для создания атмосферы, за которой следует действие - продолжение гражданской войны.
По большому счету, отношение к войне сейчас 50 на 50. И трендом становятся антивоенные настроения. Их результатом может стать развал армии и возврат к внутренним проблемам. Эта угроза существует, но украинские власти занимают позицию страуса: засунули голову в песок, ничего не видно, значит, ничего нет.
Антивоенные настроения на Украине напоминают положение в Российской империи накануне Февральского и Октябрьского переворотов, когда огромные армии, узнав, что их семьи живут плохо, вернулись и стали «дровами» в пожаре Гражданской войны.
Так и сейчас армия может повернуть свои штыки от внешнего врага к внутреннему. Внутренний враг, в данном случае, - это власть. Станет ли она врагом, будет зависеть от положения и уровня жизни людей. Неурядицы в тылу обязательно влекут за собой развал воюющей армии.
Кроме того, в обществе всё больше крепнет убеждение, что это бессмысленная, братоубийственная война.
- Почему, на Ваш взгляд, удалось так быстро ввести в состояние экзальтации такую огромную массу людей на Украине?
- Экзальтирована передовая часть: молодежь и патриоты. Задача «певцов АТО» (антитеррористической операции) - представить всё не как внутренний конфликт, а как агрессию внешнего врага. Агрессия на государство в любом народе вызывает патриотизм как первую спонтанную реакцию.
Почему же было вовлечено так много людей и создался такой мощный фон? Наверное, потому что в условиях кризиса правительство выстраивало мобилизационную экономическую модель. То есть, с миру по нитке – наполненный бюджет. Но из этого «мира» исключались олигархи. Беды страны распределялись на всех, за исключением олигархов. За счет налогов на собственность можно было создать хоть какую-то видимость того, что олигархам тоже приходится нелегко, но их так и не ввели. Потому и режим Януковича быстро пал – он всех достал.
Достал тем, что бесцеремонно залезал в карманы граждан за последней копейкой. Он пытался украсть не только излишки, а уже и то, что люди отложили для себя. В кубышках и под кроватью. Это была абсолютно объективная причина для массового недовольства режимом Януковича.
Этим очень удачно и очень умно воспользовались, но перевернули и социальным протестам придали патриотическую, националистическую окраску. И всё быстро конвертировали в гражданскую войну.
- Какую роль в этом процессе сыграли украинские СМИ? В каком состоянии находится в «новой», «европейской» Украине журналистика?
- Они сыграли роль поджигателей и манипуляторов.
Украинская журналистика сейчас разделена. С одной стороны, они воюют друг с другом по линии политической, а с другой - с точки зрения мировоззрения. Одни пытаются оправдать гражданскую войну, другие её осуждают. Все расколы имеют свою «обслугу» в сегменте журналистики. Единой журналистики, которая подает информацию, приемлемую для всех, сейчас нет.
- Как Вы думаете, насколько глубоко за это время в украинцах укоренилась ненависть к русским и России? Возможна ли нормализация восприятия русских и России?
- Неприятие русских активно культивируется, и для 30% фраза «Россия – враг» стала путеводной звездой. Многие колеблются и находятся под постоянным прессингом. Нормализация, безусловно, возможна, но сначала должна прекратиться война. Кризис прекратится, когда люди навоюются и напьются крови.
- Как Вы думаете, сколько еще продлится хаос на Украине и каким будет его итог?
- Мир – итог любой войны, и вопрос лишь в том, какой ценой он будет достигнут. Пока что украинские события говорят о том, что он будет достигаться жестокими, страшными потерями - и для людей, и для инфраструктуры, и для имиджа страны. Украина выйдет из этой передряги очень ослабленной, если выйдет. Возможен и вариант, при котором она развалится.