После разоблачений «лесного брата» Норейки его внучкой Сильвией Фоти, уличившей Литву в героизации ее деда — коллаборациониста и убийцы евреев, в Литве «включили заднюю» и начали говорить, что Йонас Норейка был преступником и пособником Гитлера и недостоин увековечивания. Такая реакция типична для стран Прибалтики, которые стесняются перед Западом своей реальной истории, своих «героев» и своей политики, которой они занимаются в надежде на то, что на их выкрутасы не обращают внимания за океаном.
«Я не вижу никакого юридического и морального основания однозначно считать Норейку героем настолько, чтобы называть его именем школы, ученики которых не поймут, зачем школу назвали именем человека, способствовавшего грабежам и подготовке к уничтожению их сверстников. Разве что учителя истории будут лгать им или умалять его участие в Холокосте. А то, что он выполнял указания нацистов, фашистских оккупантов, — неоспоримый факт. Неужели, если бы он выполнял указания коммунистов-оккупантов, а потом раскаялся в этом, он стал бы героем в сегодняшней Литве? Не думаю. Так почему Норейку все еще представляют героем? Могу лишь спекулировать на этой теме: может, это мелкие политические личные интересы тех, у кого есть власть, но нет совести, у кого нет четких моральных принципов. Защищая сегодня одного героя, завтра — исполнителя Холокоста, они не хотят, чтобы наши дети и их родители научились чтить закон и моральные принципы. Не хотят учить их отличать добро от зла, плохую репутацию от хорошей, настоящих героев от запятнавших себя. Литве запятнавшие себя герои не нужны».
Это отрывок из статьи Аркадиюса Винокураса «Литве не нужны запятнавшие свое имя герои», которая была опубликована
Литовский официоз нарушил государственное табу и позволил начать дискуссию о личности официально признанного героем главаря «лесных братьев».
Тема «лесных братьев» для современной Литвы священна: о боевиках националистического подполья можно говорить или хорошо, или ничего. Более табуированы разве что события лета 1940-го или 13 января 1991-го года. Но и за критику «лесных братьев» государство и общество включают карательный механизм. Это естественная реакция самозащиты, попытка спасти от исторических фактов хрупкую и уязвимую литовскую мифологию.
«Лесные братья» — едва ли не единственный аргумент литовских властей в пользу того, что включение Литвы в состав СССР не было добровольным и литовцы сопротивлялись. Поэтому говорить, что «король-то голый» и 90% убитых «героическими» борцами с Советами составляли простые литовцы, — это подсудное дело.
В прошлом году Генпрокуратура Литвы начала проверку в отношении писательницы Руты Ванагайте, когда та выступила против объявления 2018 года годом Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса и заявила, что главарь «лесных братьев» был агентом НКВД, предавшим своих соратников. Против Ванагайте начали травлю, ее книги изъяли из магазинов, публиковали угрозы в ее адрес, и писательница была вынуждена уехать из страны.
В этом году такая же травля разворачивается против депутата Клайпедского горсовета Вячеслава Титова, который выступил против появления в Клайпеде мемориальной таблички Раманаускасу-Ванагасу, заявив, что тот был убийцей тысяч людей. Генпрокуратура тоже начала проверку, клайпедский горсовет хочет лишить Титова мандата, а на улице в депутата швырнули мукой.
На фоне страстей, разыгрывающихся вокруг Вячеслава Титова, появление на DELFI статьи, провозглашающей нацистом и убийцей «лесного брата» Норейку, выглядит каким-то сбоем в системе. Но на самом деле ничего экстраординарного не произошло. Все очень типично, скучно, по-прибалтийски.
Политические режимы Прибалтики больше всего боятся международного скандала и всеобщей кампании осуждения на Западе из-за героизации нацизма, прославления пособников Гитлера или дискриминации национальных меньшинств. Поэтому они трусливо «включают заднюю», когда возникает серьезная опасность, что их подвергнут обструкции в Евросоюзе и тем более за океаном.
В статье о военном преступнике Йонасе Норейке на DELFI.LT содержится прозрачный намек на то, почему его «героический» статус надо пересмотреть. Против «лесного брата» выступила его родная внучка Сильвия Фоти. А Сильвия Фоти — это не просто внучка «генерала Ветра», это известная американская журналистка из Чикаго, которая пишет книгу о деде.
Можно представить, какое мнение сложится у американской общественности о Литве, когда та прочтет в книге Фоти, что в этой стране устанавливают мемориалы и называют школы в честь участника Холокоста, ответственного за уничтожение тысяч евреев и поселившего семью в доме убитой еврейской семьи.
А мнение «прогрессивной общественности» Западной Европы и США для правящих элит Прибалтики — это все.
Какие «пляски с бубном» они устроили из-за вручения странам Балтии Вестфальской премии мира
При этом над Вильнюсом, Ригой и Таллином постоянно висит опасность оказаться в ситуации Польши, на которую после «закона о Холокосте» разом ополчились западные политики, общественники, СМИ, НКО. У Литвы, Латвии и Эстонии не меньше шансов получить такую же кампанию против себя — с их-то маршами легионеров СС, героизацией нацистских преступников и замалчиванием правды о Холокосте в Прибалтике.
Только страны Балтии — это не консервативные польские власти, которые уже махнули рукой на то, что о них думают и говорят на Западе. Им важно не быть, а казаться. Потерять имидж успешных, современных и прогрессивных для Литвы, Латвии и Эстонии — это как потерять самих себя.
Поэтому на случай большого скандала в Прибалтике заранее продумывают линию защиты, которая состоит в том, что у этих трех стран такая сложная, противоречивая история и сами они все такие противоречивые, и надо учесть национальные особенности этих стран, понять их и простить.
Статья в литовских DELFI — образец такого подхода. «Лесные братья» были и остаются героями, но и среди них попадались «паршивые овцы». Раманаускас-Ванагас — «герой высшей пробы с безупречной репутацией», а вот Норейка — да, был коллаборационистом и убивал евреев. Литовские герои неприкосновенны и не подлежат критике, однако Литве не нужны герои, запятнавшие свое имя.
Такая статья опубликована с целью сунуть ее под нос американским «старшим товарищам», когда те заведут разговор о героизации организаторов Холокоста, и сказать: ах, тут все так сложно, так запутанно, так спорно, у нас в стране тоже ведется острая дискуссия по этому вопросу.
Это самый типичный прием для властей Прибалтики.
Таким способом Латвия оправдывается за марши Латышского легиона, а Эстония — за слеты Эстонской дивизии СС.
Эти мероприятия — символ трагедии наших народов, мы их проводим как дань нашей драматической сложной истории. И Герберт Цукурс у них становится надломленной, противоречивой и трагической личностью, и Харальд Нугисекс, и не осуждать их всех надо, а омыться светлыми слезами над их судьбами. Понять и простить.
При этом все в Прибалтике знают, как все было на самом деле. Знают и о том, что Цукурс, палач из карательной команды Виктора Арайса, был найден и убит Моссадом в Латинской Америке за преступления в Рижском гетто. И о том, что Нунигекс был нацистом — унтершарфюрером ваффен СС, награжденным Железным крестом, высшей наградой Третьего рейха. И о том, что «лесные братья» под лозунгом борьбы за свободу грабили и убивали собственных соплеменников — литовцев, латышей и эстонцев.
Прибалтийские националисты понимают, кто их герои, и им за этих «героев» стыдно перед Америкой и Европой. Но других у них нет, и потому этих они покрывают и выгораживают как могут.