Европейцы закрывают посольства в прибалтийских странах, ссылаясь на экономию средств и смену приоритетов во внешней политике.
С 24 июля бельгийское посольство в Риге официально прекратило свою деятельность. Месяцем раньше в ходе специального прощального визита посол Бельгии Франк Арнаутс попрощался с латвийским министром иностранных дел Эдгаром Ринкевичем. Вместо посольства в Риге в будущем планируется организовать «почетное консульство». Причины закрытия посольства – плохая экономическая ситуация.
Содержание разветвленной сети дипломатических представительств за рубежом – дорогое удовольствие и накладное занятие. Не все могут себе это позволить. Маленькие страны со скромным бюджетом практикуют совмещение одним лицом дипломатических функций сразу в нескольких государствах. К примеру, недавно назначенная министром иностранных дел Эстонии Марина Кальюранд, будучи послом в Москве, параллельно отвечала за отношения с Казахстаном. Когда ее перевели на работу в Вашингтон, в должности посла в США она представляла Эстонию в столь непохожих друг на друга политически и культурно Мексике и Канаде. Во время кризиса государства Евросоюза столкнулись с необходимостью ввести жесткую бюджетную экономию. Многие вынужденно пошли на сокращение государственных расходов, пришлось «пустить под нож» и собственные посольства и консульства, некоторые из них внезапно оказались ненужной роскошью, от которой можно безболезненно избавиться в сложный период.
Так, о массовых сокращениях диппредставительств Бельгия заявила в конце прошлого года. Глава бельгийского МИД Дидье Рейндерс огласил список 18 посольств и консульств, готовящихся к закрытию. Среди них посольства в Литве, Латвии, Эстонии, Словакии, Словении и на Кипре. Наряду с ними закрываются бельгийские посольства в Ливии, Афганистане и Республике Конго. После реорганизации интересы Бельгии в Литве будет представлять посольство в Польше, в Латвии – посольство в Швеции, в Эстонии – посольство в Финляндии.
И случай с Бельгией вовсе не исключительный. В июне закрывать посольства в Прибалтике и на Мальте взялась Австрия.
Молодой министр иностранных дел Австрии Себастьян Курц прямо сказал, что его страна уходит из Вильнюса, Риги и Таллина «ради стратегически более важных стран».
Таковыми оказались Беларусь, Молдова, Грузия, Катар и Сингапур, где австрийцы наоборот собираются открывать посольства. А в Китае и американской «Силиконовой долине» появятся новые офисы генерального консульства Австрии. За Прибалтику с 2018 года будет отвечать австрийское посольство в Стокгольме.
В 2011 году посольства в Прибалтике закрыла Португалия. Кроме прибалтийских стран португальцы отказались от дипмиссий в Андорре, Боснии и Герцеговине, на Мальте и в Кении. Интересы Португалии в Литве передали посольству в Дании, интересы в Риге и Таллине стали представлять миссии в Финляндии и Швеции соответственно.
Летом 2014 года о намерении закрыть посольство в Эстонии заявила Венгрия. По словам венгерского министра иностранных дел и внешней торговли Тибора Наврачича, Эстонию «включили» в венгерское посольство в Финляндии, а в Таллине культурные задачи возложили на оставшийся там Венгерский институт. Ушли венгры и из Кипра. Некоторые венгерские политики, такие как глава парламентского комитета по международным делам Жолт Немет и бывший посол Венгрии в Эстонии Бела Яворски, посчитали закрытие таллинского представительства «необдуманным шагом». «С точки зрения безопасности — это неправильное послание странам Балтии на фоне украинского конфликта», — сказал Немет. К тому же, эстонцы и венгры – родственные представители финно-угорских народов. Однако венгерское правительство посчитало иначе:
исходя из внешнеэкономических соображений, вместо посольства в Эстонии планируется открыть посольства в Эквадоре и Монголии.
А также – новые консульства в Румынии, где проживает крупная венгерская диаспора. Эстония в ответ закрыла свое посольство в Будапеште. Для пустующего здания венгерского посольства в Таллине теперь не могут найти арендатора.
Выбирая, посольство в какой стране закрыть, государство руководствуются сугубо практическими соображениями. Столкнувшись с кризисом, Литва сама собралась закрывать посольства в Португалии, Словении и Болгарии и открывать посольства в ЮАР, Бразилии, Австралии и генеральное консульство в Лос-Анджелесе. МИД сослался на малый объем торговли с Португалией и Словенией. Зато в Австралии большая литовская община, а ЮАР приглянулась литовскому бизнесу: как объяснил премьер-министр Альгирдас Буткявичюс, компания BOD Group планирует выпускать там солнечные батареи.
После восстановления независимости страны Балтии активно позиционировали свое развитие как пример «истории успеха».
Но сокращение и понижение уровня дипломатических представительств куда красноречивее свидетельствует о падении интереса европейцев к Прибалтике.
Партнеры по Евросоюзу закрывают посольства в прибалтийских столицах «до лучших времен», после чего довольно отчитываются о сэкономленных средствах, которые пойдут на более важные и актуальные направления, будь то поддержка соотечественников или перспективные экономические проекты в других уголках земного шара. Примечательно, что в число списывающих прибалтийские посольства как неликвидные активы попали такие игроки, как Бельгия и Австрия, чьим международным ресурсом как раз является дипломатия. Брюссель де-факто является столицей Евросоюза, в городе проходят сессии Европейского Совета и Европарламента, располагается штаб-квартира НАТО. В Вене находятся штаб-квартиры ОБСЕ, МАГАТЭ, многих институтов ООН, проходят важные международные переговоры. Но когда приходится на чем-то экономить, Литва, Латвия и Эстония попадают в список второразрядных, «менее важных стран» наряду с раздираемым финансовыми проблемами Кипром и задыхающейся от беженцев Мальтой. И выясняется, что австрийцам важнее не сохранить представительство в Литве, а наращивать его в Молдове. А венграм вместо близких по крови и языку эстонцев становится интереснее развивать экономические отношения с далекими монголами.