Латышские националисты боятся всенародных выборов президента
Александр Носович
Евродепутат из Латвии Роберт Зиле (Национальное объединение) проговорился, почему националисты не хотят, чтобы президент республики избирался всенародно. Они боятся, что народ выберет главой государства «человека Кремля». Зиле невольно признал, что демократия в Латвии — фикция, которой латышские этнократы прикрывают систему мер по недопущению к власти представителей русскоязычного электората и пророссийских политиков.
Дискуссия о необходимости всенародного избрания президента в Латвии идет столько, сколько в стране действует парламентская республика. Из трех стран Прибалтики напрямую народ выбирает президента только в Литве. В Латвии и Эстонии глава государства выбирается в парламенте; полномочия его, не считая периодов политического кризиса, близки к нулю и сводятся по большей части к выполнению церемониальных функций.
Особой легитимностью президент страны, избранный депутатами и не имеющий народного кредита доверия, не обладает, какой-либо решительной политики проводить не может.
При этом идея самим избирать президента и иметь во главе страны настоящего лидера нации, а не «свадебного генерала» традиционно пользуется популярностью в латвийском обществе. По различным опросам, за всенародные выборы президента выступает более 70% населения Латвии. Например, четыре года назад, по опросу телеканала LNT и социологического агентства TNS, 77% латвийцев выступали за то, чтобы самим выбирать главу республики.
Латышами движет память о довоенном президенте-диктаторе Карлисе Улманисе — отце-основателе Латвийского государства и едва ли не единственном символе «сильной руки» в небогатой на выдающихся политических деятелей истории Латвии.
Время от времени латышскую мечту о «сильной руке» на нынешнем «политическом безрыбье» начинают эксплуатировать местные политики.
Последним таким политиком стал действующий глава государства Раймонд Вейонис, выступивший за введение всенародных выборов президента и расширение его полномочий.
Президент Латвии призвал Сейм республики принять решение о введении в Латвии всенародных выборов президента с расширенными полномочиями. Раймонд Вейонис считает, что всенародные выборы президента могли бы состояться уже в 2019 году. Вейонис обратился к депутатам на последнем заседании Сейма весенней сессии, призвав их не медлить и направить на рассмотрение необходимые поправки к Конституции уже осенью этого года.
По мнению президента, жители Латвии уже длительное время недовольны государственным управлением и порядком принятия решений в стране. Ситуацию может исправить реформа, которая расширит полномочия президента страны.
Инициатива Раймонда Вейониса вызвала активное обсуждение в латвийских политических кругах. Доступнее и откровеннее всех о предложении президента страны высказался европарламентарий от Латвии Роберт Зиле, представляющий ультраправое Национальное объединение ВЛ/ОС-ДННЛ.
Если в Латвии ввести всенародные выборы президента, то народ может выбрать главой государства «агента Кремля», полагает европарламентарий.
«Мы знаем, что существует риск: чем ближе к Кремлю, тем больше риск сложной ситуации с президентом», — приводит слова Роберта Зиле агентство LETA. Велик риск, что главой государства станет «благоприятная для Кремля персона». Поэтому политик озвучил мнение представителей Нацблока: «Мы не уверены в возможности получить избранного народом президента».
Позицию евродепутата конкретизирует директор Института публичного права Латвии Арвидс Дравниекс. «У многих избирателей есть традиция голосовать по этническому признаку. Это значит, можно смоделировать эти выборы. В последнем туре останется русский, которого будет поддерживать его электорат, как в Риге Нила Ушакова, а второй будет кандидат, у которого больше денег, скорее всего из тех, кто контролирует коалиционное правительство. Тогда выбор будет между большим жуликом или большим другом Путина. Конечно, большинство выберет жулика или его представителя», — полагает эксперт.
Слова Арвидса Дравниекса для любого, кто знаком с политической ситуацией в Латвии, декодируются очень просто. Согласно всем социологическим опросам, на протяжении многих лет два самых популярных политика в Латвии — это мэр Вентспилса и крупный предприниматель Айварс Лембергс, финансирующий главную правящую партию «Союз “зеленых” и крестьян», и мэр Риги Нил Ушаков, возглавляющий русскоязычную партию «Согласие».
Несложно догадаться, кто из этих двоих русский «друг Путина», за которого будет голосовать его электорат, а кто «большой жулик», у которого много денег. Победа на прямых президентских выборах что того, что другого недопустима, поэтому позволить народу самому выбирать президента нельзя.
Латышские националисты проговорились.
Они сами признают, что демократия в Латвии — фикция, которой латышские этнократы прикрывают систему мер по недопущению к власти представителей русскоязычного электората и пророссийских политиков.
Поэтому прямых выборов президента, сколько лет о них ни говорят и как ни хочет их введения абсолютное большинство жителей, всё нет и нет. А вдруг на этих выборах во второй тур выйдет Нил Ушаков? Мало, что ли, латышам того, что «Согласие» раз от разу получает первое место на выборах в Сейм и приходится формировать против него широкую коалицию? А вдруг на выборах победит «последний олигарх Латвии» Айварс Лембергс? Он ведь посмел высказываться против солдат НАТО в Латвии: мол, они в его Вентспилсе на газоны мочатся.
Поэтому включается принцип «как бы чего не вышло для латышской Латвии». Выборы президента не нужны, потому что мало ли кого этот народ выберет. Зато очень нужен институт неграждан. По той же причине: мало ли за кого проголосуют эти русские.
Всё это и называется в Латвии «демократия».