Даля спешит на помощь: коронавирус «воскресил» Грибаускайте
Алексей Ильяшевич
Эпидемия коронавируса в Литве приобретает угрожающие масштабы: количество заболевших неуклонно растет, зафиксировано уже несколько смертельных случаев, а вирусологи предупреждают, что ситуация в Прибалтийских республиках может развиваться по итальянскому сценарию. На этом фоне власть и оппозиция устраивают политические разборки, уже предвкушая результаты парламентских выборов 2020 года. В борьбу с коронавирусом, которая служит прикрытием для борьбы с правящими «крестьянами», партия консерваторов бросает «тяжелую артиллерию»: COVID-19 внезапно «воскресил» Далю Грибаускайте.
По состоянию на 26 марта в Литве зафиксировано 290 лабораторно подтвержденных случаев заражения коронавирусом и четыре летальных исхода. Цифры, казалось бы, небольшие. Даже по прибалтийским меркам — в крохотной Эстонии количество больных уже перевалило за 400.
Но у литовских властей есть особые поводы для беспокойства.
Во-первых, COVID-19 на днях подтвердили у сотрудника канцелярии Сейма. И хотя контактов с коллегами у него было немного, нельзя исключать, что коварный коронавирус уже гуляет по коридорам литовского парламента. Заражение одного из депутатов может вызвать цепную реакцию, которая уже наблюдается на Украине — «слуги народа» один за другим отправляются на карантин. В этих условиях падает управляемость Верховной рады, что создает для государства новые риски.
Во-вторых, коронавирус внезапно объявил охоту на дислоцированных в Литве военнослужащих НАТО.
Французское издание Le Figaro со ссылкой на официального представителя Альянса сообщает о двадцати подтвержденных случаях. А это уже новость с претензией на сенсационность, ведь заражение даже одного человека может вывести из строя целое подразделение.
Вспомним предысторию срыва натовских учений Cold Response в Норвегии: когда коронавирус обнаружили у одного солдата, на карантин отправили больше тысячи его сослуживцев.
Чего ждать в Литве, где эпидемия косит натовских вояк десятками? Кто будет защищать прибалтийскую республику от вероломного вторжения российских самолетов с медикаментами, оборудованием и специалистами-вирусологами на борту?
Для обуздания коронавируса в Литве принимают серьезные меры. Карантин, изначально объявленный на две недели, продлен как минимум до 13 апреля. Все магазины, кроме продуктовых, закрыты, в супермаркетах действуют строгие правила гигиены, прибывающих из-за рубежа отправляют на принудительную изоляцию. Картина типичная. Но в Литве ее дополняют местные особенности: в ситуации, когда власти страны должны действовать максимально сплоченно, они начинают выяснять отношения.
Конфликтную ситуацию спровоцировало решение министра здравоохранения Аурелиюса Вериги изолировать прибывающих из-за рубежа литовцев сроком на две недели, даже если у них нет никаких симптомов коронавируса (раньше их отправляли на домашний карантин). Это решение жестко раскритиковал мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс.
Оно и понятно: расходы на изоляцию и питание новоприбывших возложили на самоуправления. Вероятно, поэтому столичный градоначальник посчитал план Вериги неэффективным и даже вредительским.
Сейчас он требует «принять меры, чтобы у министра здравоохранения больше не было возможности принимать подобные решения, не основанные на науке и врачебном опыте».
Верига парирует тем, что отсутствие жестких мер по борьбе с коронавирусом равносильно запуску механизма «естественного отбора», и пересматривать свое решение не собирается.
Оппоненты главы Минздрава активизировались и в Сейме. Консерваторы («Союз Отечества — Христианские демократы Литвы») никогда не скрывали своего желания сместить Веригу — ставленника правящего «Союза крестьян и "зеленых" Литвы» (СКЗЛ). К примеру, в 2017 году Ландсбергис и компания пытались воспользоваться массовым недовольством в связи с тем, что по инициативе Минздрава в аптеках начали требовать рецепты на лекарства.
Здесь повод намного серьезнее: Литва справляется с эпидемией коронавируса не лучшим образом.
Стране не хватает врачей, а врачам порой не хватает ответственности и компетентности (чего только стоит случай, когда семейная пара медиков в Вильнюсе заразила COVID-19 собственного ребенка). Ощущается острая нехватка средств защиты в больницах и реагентов для тестов на коронавирус. Количество инфицированных растет, изолированные литовцы жалуются на то, что их содержат в скотских условиях и даже покормить нормально не могут.
Во всем этом противники действующей власти винят Веригу, требуя сместить его с должности главы Центра по управлению чрезвычайными ситуациями. Главу Минздрава атакуют сразу три парламентские фракции — консерваторы, либералы и социал-демократы, а также Литовское движение медиков. В СКЗЛ обвиняют оппонентов в цинизме и стремлении заработать политические очки накануне предстоящих парламентских выборов, до которых остается чуть более полугода.
Борьба и в самом деле разгорается нешуточная: согласно социологическим опросам, в избирательной гонке лидируют консерваторы. Их победа наверняка приведет к образованию новой коалиции и перезагрузке всей вертикали исполнительной власти. Но исход противостояния еще не решен.
Все точки над i расставит эпидемия коронавируса, которую и провластные, и оппозиционные политики пытаются использовать для укрепления своих позиций.
Очевидно, именно в контексте острой политической борьбы стоит рассматривать новость о том, что экс-президент Даля Грибаускайте возглавила созданный Минфином фонд по борьбе с последствиями пандемии коронавируса. Место работы, прямо скажем, не самое престижное — новая организация носит скорее волонтерский характер. Но дорога возникает под стопами идущего.
Первый шаг для возвращения в большую политику Грибаускайте сделала, попутно начиная эксплуатировать тему коронавируса.
«Я думаю, этот министр, о котором кто-то пытается говорить, будто коней на переправе не меняют, вряд ли является тем конем, который вообще может что-то вытянуть», — так Грибаускайте охарактеризовала Веригу.
Процитированные слова о конях на переправе принадлежат не кому-то, а нынешнему президенту Гитанасу Науседе, которого считает нужным покритиковать новоиспеченная глава фонда по борьбе с коронавирусом.
Порцию критики схлопотало и правительство во главе с премьер-министром Саулюсом Сквернялисом — давним оппонентом Грибаускайте. Очевидно, именно нынешнему Кабмину адресованы слова о том, что нельзя отрицать свои ошибки. «Самый очевидный пример — тестирование: его отрицали, отрицали необходимость тестировать больше людей. Именно поэтому мы сейчас теряем врачей, закрываем часть медучреждений только из-за того, что врачей не проверяли. В такой ситуации надо слушать эпидемиологов. Не политики должны решать, кого и сколько раз проверять», — утверждает экс-президент.
Но главный месседж Грибаускайте сводится к тому, что после окончания эпидемии коронавируса на Литву свалится «огромное бремя долгов». Ход ее мыслей понятен: кто справится с этой проблемой лучше, чем опытный министр финансов со стажем, бывший комиссар Еврокомиссии по бюджету и финансовому планированию, человек с большими связями в ЕС?
Правда, эти связи почему-то не помогли ей найти новое место работы в Брюсселе или Страсбурге. Приходится возвращаться в провинциальную Прибалтику.На что конкретно рассчитывает Грибаускайте, пока непонятно, но ясно одно: ее «воскрешение» поспособствует дестабилизации политической ситуации в Литве. Слишком многих будет раздражать возросшая активность Дали Поликарповны.