Управление инфраструктурой влияния на Беларусь находится в руках у западных кураторов, ответственных за белорусское направление внешней политики. Негласное руководство белорусской оппозицией осуществляют как непосредственно ведомства и политики, работающие по Беларуси, так и связанные с ними неправительственные организации, от которых борцам с Лукашенко и Россией идут финансирование и ценные установки. Стратегическая цель этих НПО — отрыв Беларуси от России; все их совместные проекты с белорусскими националистами сводятся к этому.
Белорусской проблематикой наиболее активно занимаются США, Германия, Польша и страны Балтии. Из них самые широкие финансовые и кадровые возможности для работы по Беларуси имеют Соединенные Штаты.
На официальном уровне за белорусское направление отвечает офис помощника госсекретаря США по Европе и Евразии, Бюро Европы и Евразии Агентства по международному развитию (USAID) и Центральное разведывательное управление (ЦРУ).
Низкий уровень белорусско-американских отношений не способствует систематическому влиянию на Беларусь правительственных организаций: межгосударственный диалог Минска и Вашингтона долгие годы пребывал в замороженном состоянии и оживился только в прошлом году. Поэтому чиновники в Вашингтоне сделали ставку на НПО.
USAID последние 20 лет выдает гранты как белорусским некоммерческим организациям, превращая их в американскую клиентелу, так и американским НПО, которые становятся проводниками американской внешней политики в отношении Минска.
Белорусское направление отрабатывают наиболее авторитетные и влиятельные экспертно-аналитические центры США.
Rand Corporation — крупнейшая «фабрика» военно-политической мысли, связана с Пентагоном и специальными службами США. Беларусью интересуется в плане соотношения сил НАТО и ОДКБ в Восточной Европе. Наиболее прославилась военной игрой 2016 года об оккупации Россией стран Балтии, которая стала одним из оснований для увеличения войск НАТО у белорусских границ. В ноябре прошлого года Минск посещал аналитик Rand Corporation Брюс Макклинток — бригадный генерал, бывший военный атташе посольства США в Москве, бывший советник главы Пентагона.
Атлантический совет — основан при секретариате Североатлантического альянса для информационно-аналитического сопровождения деятельности НАТО. В последние годы проявляет повышенное внимание к Беларуси, организует по ней экспертные мероприятия. Одно из них, конференция «Белорусская дилемма для Минска и для Запада», было использовано для провокации против замглавы белорусского МИД Ольги Кравченко: цитату в ее выступлении вырвали из контекста и представили как антироссийское заявление.
Фонд Карнеги — один из «ветеранов» работы по Беларуси, в последние годы обрел «второе дыхание» благодаря приходу словацкого политолога Балаша Ярабика, директора проектов неправительственной организации PACT, который одним из первых предложил наладить диалог с властями Беларуси, не отказываясь от поддержки оппозиции, и принять отдельные элементы белорусской модели при условии отмежевания республики от России.
Джеймстаунский фонд — был основан при участии ЦРУ для поддержки советских перебежчиков. Бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси входил в попечительский совет фонда. В постсоветские годы Jamestown Foundation прославился поддержкой чеченских боевиков, что спровоцировало серию скандалов в российско-американских отношениях. Нынешний директор фонда Глен Ховард рассматривает Беларусь в числе приоритетных направлений своей деятельности, является одним из главных лоббистов доктрины белорусского нейтралитета.
Центр анализа европейской политики (CEPA) — на Восточную Европу в целом и Беларусь в частности бросает одного из самых титулованных своих сотрудников: бывшего главнокомандующего Вооруженными силами США в Европе (EUCOM) Бена Ходжеса, известного тем, что в 2016 году он добился трехкратного увеличения бюджета EUCOM, запугивая Конгресс перспективой российской агрессии против союзников по НАТО. Разрыв военного союза Беларуси с Россией — заветная мечта Ходжеса; будущему президенту Литвы он наказывает добиться вывода с российской территории белорусских военных баз.
Данные организации объединяют характерные особенности.
Их руководители и эксперты связаны с Пентагоном, ЦРУ и прочими силовыми ведомствами, в американском политико-экспертном сообществе они являются «ястребами», интерес большинства этих организаций к Минску обнаружился сравнительно недавно, и они пытаются выстраивать отношения с законным руководством Республики Беларусь.
Еще пять лет назад картина была иной. Американские НПО, традиционной специализацией которых являлась Беларусь, работали с оппозицией, а их связь с армией и спецслужбами США не была до такой степени очевидной. Впрочем, эта стандартная работа в последние годы не была свернута, хотя финансирование USAID на проекты «экспорта демократии» сократилось.
Самый большой опыт работы по Беларуси имеют американские центры «демократизации» постсоветского пространства. Они сфокусированы на странах СНГ со времен администрации Билла Клинтона. Это Фонд Макартуров (MAF), Фонд «Евразия» (EF), Германский фонд Маршала (GMF), фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса, Freedom House, Фонд Форда, Национальный фонд демократии (NED), Национальный демократический институт при Демократической партии США (NDI), Международный республиканский институт при Республиканской партии США (IRI). Некоторые из этих организаций были изгнаны из Беларуси за вмешательство во внутреннюю политику, NDI и IRI перенесли свои офисы в Вильнюс.
Эти НПО выступают грантодателями для белорусских оппозиционных структур: с их руки кормятся многие представители «независимого гражданского общества».
Белорусский институт стратегических исследований (BISS) финансируют Национальный фонд демократии, Национальный демократический институт, Международный американский институт, Германский фонд Маршалла. Белорусский дом прав человека (БДПЧ) получает гранты от Сороса и Национального демократического института. Белорусская ассоциация журналистов, Фонд имени Льва Сапеги, правозащитный центр «Весна» поддерживаются фондом «Евразия». Европейский гуманитарный университет (ЕГУ) — крупнейшая структура белорусской оппозиции; в его финансирование вкладывается большинство грантодающих организаций, задействованных по Беларуси.
В отдельных случаях американские НПО даже создают «дочерние предприятия», посвященные исключительно Беларуси. Так, Германский фонд Маршалла учредил Фонд для демократии в Беларуси (FDB), реализовавший несколько сотен грантовых проектов.
В работе по Беларуси стран ЕС не выстроено такой мощной и разветвленной системы воздействия, как у США. Отношения европейских столиц с Минском ненамного лучше, чем у Вашингтона, поэтому для европейцев также традиционно является приоритетом взаимодействие с оппозицией через сеть неправительственных организаций.
На общеевропейском уровне финансирование программ поддержки гражданского общества Беларуси ведется из фондов программы «Восточного партнерства» ЕС.
Задачи грантов, выделяемых из этих фондов – активизация участие Беларуси в «Восточном партнерстве», формирование у белорусов позитивного образа ЕС, рост популяризация европейского проекта, как лучшего интеграционного выбора для Минска, чем союз с РФ.
После провальной попытки «цветной революции» в Минске 16 стран ЕС учредили Европейский фонд в поддержку демократии (EED). Фонд финансирует вещание Еврорадио в Беларуси и не скрываясь участвует в белорусских выборах, оплачивая агитационные материалы и составляя предвыборные программы проевропейским политикам.
В Германии по Беларуси работают в первую очередь фонды системных партий ФРГ, имеющих фракции в Бундестаге. Это Фонд Адэнауэра (ХДС/ХСС), Фонд Эберта (СДПГ), Фонд Бёлля («Зеленые»), Фонд Науманна (СвДП), Фонд Розы Люксембург («Левые»). Наиболее активны Фонд Адэнауэра и Фонд Эберта, поскольку представляемые ими «Христианско-демократический союз» и Социал-демократическая партия определяют внешнюю политику Германии. Из-за своей активности эти фонды были вынуждены покинуть Минск: белорусское государство уличило их во вмешательстве во внутренние дела.
В Центральной Европе с постсоветскими странами активно работает Международный Вышеградский фонд, действующий, в первую очередь, в сфере научных контактов и молодежных обменов.
Наиболее активно из стран «вышеградской четверки» по Беларуси работает Польша, создавшая собственную инфраструктуру экспертных центров и поддерживающих белорусских оппозиционеров программ.
Стипендиальные программы для обучения в польских вузах белорусской молодежи направлены на формирование в соседней стране массовой группы поддержки прозападного курса. Например, стипендия Калиновского выдается студентам, принимавшим участие в акциях белорусской оппозиции; стипендия Лейна Киркланда направлена на «взращивание» прозападных политико-административных элит, и тем же занимается «Школа лидеров» Фонда Стефана Батория.
Спецификой Польши является проживание в Беларуси относительно крупной польской общины. Ввиду этого адресатом многих проектов Варшавы являются белорусские поляки. Крупнейший из таких проектов — польский государственный телеканал «Белсат», который за годы работы стал одним из главных рупоров белорусской оппозиции. Кроме того, польские СМИ на территории Беларуси финансируются правительством Польши из фонда «Свобода и демократия».
В меру своих скромных возможностей влиять на Беларусь пытаются страны Прибалтики. В Литве белорусское направление является монополией партии консерваторов («Союз Отечества — христианские демократы Литвы») и близкого к ним Центра исследований Восточной Европы (EESC). Литовские правые связаны с наиболее радикальными кругами белорусских националистов — они прославились тренингами по организации уличных беспорядков на базе Европейского гуманитарного университета.
Латвия пытается проводить в отношении Минска более сдержанную и прагматическую политику, однако и в Риге «Восточное партнерство» и геополитический выбор Беларуси вышли на первый план в период председательства Латвии в ЕС в 2015 году. Данными вопросами занимались близкий к МИД Латвийский институт международных отношений и работающий на базе Латвийского университета Центр восточноевропейских политических исследований.
Примета последних лет — подключение к давлению на Беларусь Украины. У украинских борцов за «демократизацию» постсоветского пространства нет ни денег, ни технологий для создания своей сети НПО и оказания грантовой поддержки белорусским националистам, поэтому поддержка Украины заключается в информационных провокациях (специальные подразделения при СБУ и Минобороны), обучении белорусских радикалов боевым действиям, поддержка уличных протестов оружием и попытках прорыва белорусской границы отдельными группами украинских боевиков.