Около двух десятков стран вышлют российских дипломатов из солидарности с Великобританией по делу Скрипаля. Чувство солидарности с союзником по НАТО для западных стран оказалось важнее здравого смысла, который не позволяет принять британскую версию отравления в Солсбери, результатом чего становится перекрестная дипломатическая война, вплотную подводящая Россию и Запад к войне настоящей.
Российских дипломатов в ответ на отравление Сергея и Юлии Скрипаль решили выслать США, Канада, 14 стран ЕС, а также Украина. Больше всего дипломатов вышлют Соединенные Штаты — 60 человек. На втором месте с большим отрывом идет Украина: она отправит домой 13 дипломатов.
Из европейских стран по четыре дипломатических работника вышлют Германия, Франция и Польша, по три — Чехия и Литва, по два — Италия, Дания и Нидерланды и по одному — Румыния, Хорватия, Эстония, Латвия, Швеция и Финляндия.
Всего с учетом уже высланных из Великобритании 23 дипломатов в Россию вернутся 130 человек. Минимум столько же дипломатических работников должны выслать из России: МИД РФ заявил, что отреагирует симметрично.
Конфликт Великобритании и России из-за отравления в Солсбери перерастает в перекрестную дипломатическую войну, в которой третьи страны обмениваются с Россией дипломатическими демаршами из чувства солидарности и союзнического долга перед Лондоном.
Чувство солидарности, на которое несколько недель давило британское правительство, в конечном счете пересилило соображения здравого смысла, из-за которого многие западные государства не хотели втягиваться в дипломатический конфликт с Москвой по такому сомнительному поводу, как дело Скрипаля.
Президент США Дональд Трамп уже после официально озвученных обвинений Лондона в адрес России говорил, что неизвестно, кто стоит за отравлением в Солсбери. После переговоров с британским премьером Терезой Мэй Трамп скорректировал свою позицию: «Кажется, это была Россия». После этого американский лидер поздравил президента России Владимира Путина с переизбранием на новый срок и за час разговора с Путиным ни разу не упомянул об отравлении Скрипалей. Однако логика американской внешней политики, как всегда, оказалась сильнее отдельно взятого президента Трампа: в результате Соединенные Штаты высылают рекордные 60 человек.
В Европе у Лондона тоже долгое время не ладилось с единством и солидарностью. Первой идею поддержать Великобританию, выслав российских дипломатов с ней за компанию, высказала Польша, и одно время казалось, что последуют этому предложению только страны Балтии (ну и сама Польша, конечно).
Британской дипломатии, чтобы добиться поддержки европейцев, пришлось устраивать целую спецоперацию и в последний момент втаскивать тему Скрипаля на саммит глав ЕС (главной темой которого, кстати, был Brexit).
Европейские лидеры на саммите открыто высказывали сомнения в причастности России к отравлению Сергея и Юлии Скрипаль, говорили, что прямых доказательств британской версии нет, да и не Великобритании, в конце концов, призывать к европейскому единству и солидарности, когда та выходит из Евросоюза. Некоторые из них (например, канцлер Австрии Себастьян Курц) прямо отказывали Лондону в солидарности и говорили, что дипломатов высылать не будут.
Тереза Мэй на обсуждение коллективного отпора Кремлю пришла с красной папкой под мышкой, с которой гордо продефилировала перед телекамерами. Среди журналистов распространили слух, что в красной папке находятся неопровержимые доказательства причастности России к отравлению Скрипалей. Но журналисты остались разочарованы: вместо «жареных фактов» Тереза Мэй повторила им свое знаменитое highly likely (весьма вероятно — прим. RuBaltic.Ru). Сергей Скрипаль был бывший российский офицер, перебежчик, его отравили ядом, разработанным в Советском Союзе, непонятно, кому еще, кроме России, это могло понадобиться, поэтому highly likely, что это сделали русские.
Возможно, кроме этого, в красной папке было что-то еще, и это что-то британский премьер представила за закрытыми дверями европейским коллегам. Но неопровержимых доказательств обвинения против России там точно не было, потому что европейского единства не получилось: страны ЕС сошлись на том, что будут принимать решения о высылке российских дипломатов в индивидуальном порядке.
В результате 13 стран ЕС от высылки дипломатов отказались вовсе. Высылать россиян решили 14 государств, к которым анекдотически присоединилась Украина, не упустившая возможности хоть в чём-то быть частью «Единой Европы».
Демонстрация единства перед лицом «русской угрозы» получилась далеко не такой убедительной, как рассчитывали авторы антироссийской кампании. Чтобы как-то исправить ситуацию, США в течение целого дня 26 марта обзванивали иностранных лидеров с просьбой поддержать Великобританию и выслать российских дипломатов. Успех этих усилий оказался половинчатым: к 14 странам ЕС присоединилась Испания, а вот Мексика заявила, что никого высылать не будет до тех пор, пока вместо призывов к солидарности ей не представят убедительные доказательства.
Но и половинчатый успех антироссийской кампании настораживает.
Блоковое мышление и союзнические обязательства для двух десятков государств оказались важнее простого здравого смысла, который вынуждает любого рационально мыслящего человека очень скептически относиться к путаным британским объяснениям крайне «мутной» истории с отравлением Скрипалей.
Ведь Лондон так и не показал миру ни Сергея, ни Юлию Скрипаль и ничего не сказал об их состоянии. Неизвестно, живы ли они, больны ли или здоровы. Россия так и не получила образец отравляющего вещества, так и не были обнародованы материалы уголовного дела. Остается открытым вопрос, как можно было химическое оружие массового поражения, которое убивает всё живое в радиусе десятков метров вокруг, применить в пабе к двум людям, которые после отравления еще немного погуляли по парку и лишь потом почувствовали недомогание. По-прежнему непонятно, как британские эксперты установили, что Скрипали были отравлены нервно-паралитическим веществом типа «Новичок», если, по утверждениям чиновников, у Великобритании подобных ядов никогда не было. Откуда тогда взялся образец для проведения экспертизы?
Ответы на все эти вопросы британское правительство заменило антироссийской истерикой и призывами объединиться против «русской угрозы». Великобритания — член НАТО, поэтому союзники по НАТО обязаны ее поддержать независимо от того, есть у Великобритании доказательства применения Россией химического оружия или нет. Что для союзников по НАТО важнее: трансатлантическая солидарность или какие-то там доказательства?
Такая аргументация раньше была свойственна только странам Прибалтики: если мы говорим, что Россия готовится нас оккупировать, значит, она готовится, а кто просит предъявить доказательства — агент Кремля.
Россия тогда успокаивала саму себя, а «западные партнеры» успокаивали Россию, что страны Прибалтики всё равно ничего не решают. Пусть себе катаются по полу в истерике и колотят кулачками ковер: по значимым для мировой стабильности вопросам Москва в любом случае договорится с их «взрослыми» западными союзниками.
Однако сейчас произошла «прибалтизация» Запада.
Теперь уже одна из главных стран НАТО — Великобритания — бьется на полу в истерике, требуя, чтобы союзники сделали, как ей хочется, и выступили общим фронтом против Кремля, не спрашивая никаких доказательств «российской агрессии».
Глава британского МИД сравнивает Россию с Третьим рейхом, словно какой-нибудь Эдгар Ринкевич.
Глава Минобороны Соединенного Королевства переходит на «язык базарной хабалки» и советует России «заткнуться», будто он не министр обороны ядерной державы, а президент Литвы Даля Грибаускайте.
Британское правительство решает свои внутриполитические проблемы (рекордно низкий рейтинг правящих тори и Кабинета министров Терезы Мэй) и трудности в отношениях с Брюсселем (тяжелые переговоры по Brexit), раздувая тему «русской угрозы» по образцу Латвии или Литвы.
И решительно непонятно, что с этой «прибалтизацией» делать. До сих пор в России считалось, что даже с самыми сложными «западными партнерами» — США и Великобританией — можно договориться. В отличие от той же Прибалтики, эти страны «взрослые», значит, с ними можно разговаривать по-взрослому. Что в международных отношениях означает — на языке дипломатии.
Теперь же эти страны уничтожают дипломатию как институт и попросту избавляются от дипломатов. Как с ними общаться, теперь не ясно. Ведь как-то говорить всё же надо. Потому что, когда замолкают дипломаты, начинают говорить пушки.