Карьерный рост или почетная пенсия: Нил Ушаков уходит из Риги в Европарламент
Алексей Ильяшевич
Мэр Риги Нил Ушаков подтвердил информацию, что он оставляет столицу Латвии и будет избираться в Европарламент. В Риге гадают, зачем ему это понадобилось, ведь Ушаков в последние месяцы успешно отбивал нападки националистов. Более всего популярна версия, что мандат депутата Европарламента нужен рижскому мэру для перехода на работу в Еврокомиссию. Однако совершить такой карьерный рывок Ушакову будет непросто.
В прошлом месяце оппоненты Ушакова попытались пустить его карьеру под откос, когда в доме и кабинете градоначальника прошли обыски по уголовному делу о взятках в муниципальном предприятии Rīgas Satiksme. На волне коррупционного скандала активизировались разговоры о роспуске Рижской думы.
Инициатива сместить мэра латвийской столицы, назначив на его должность другого представителя «Согласия», выглядит как попытка достичь компромисса с правящими партиями Латвии.
Такой сценарий моделируют газета Neatkarīgā rīta avīze и агентство LETA. Преемником Ушакова предположительно станет глава Комитета по социальным делам Рижской думы Байба Розентале. Ненавидимого националистами лидера «Согласия» отправляют в Европарламент, но его партия сохраняет контроль над своей вотчиной. И волки сыты, и овцы целы.
Непонятно только, зачем это нужно Ушакову. Аналитический портал RuBaltic.Ru неоднократно писал, что мэр Риги действительно планирует перебраться в Брюссель и работать в структурах ЕС — для него это единственная возможность карьерного роста («Согласие» в коалиции латвийского Сейма не берут и вряд ли когда-нибудь возьмут). Но захочет ли он быть одним из 750 депутатов в бесполезной говорильне, коей является сегодня Европарламент?
Если уж и баллотироваться в ЕП, то только из расчета на то, что со временем удастся проскочить на какую-нибудь хлебную и непыльную должность в орган исполнительной власти ЕС — Еврокомиссию.
Амбициозные прибалтийские политики стремятся именно сюда. К примеру, после вступления Литвы в Евросоюз Даля Грибаускайте стала комиссаром по бюджету и финансовому планированию. А из ЕК она отправилась прямо в президентский дворец в Вильнюсе, набрав в первом туре выборов почти 70% голосов избирателей. Вероятно, в структурах ЕС она планирует продолжить карьеру и после завершения каденции. А ветеран литовской политики, один из соавторов Конституции Литвы Витянис Андрюкайтис в 2014 году стал еврокомиссаром, ответственным за безопасность пищевых продуктов.
Хорошим примером для Ушакова мог бы послужить казус Валдиса Домбровскиса, для которого мандат евродепутата стал трамплином, с которого он запрыгнул в кресло премьер-министра Латвии в 2009 году. В 2014 году через тот же Европарламент Домбровскис попал в ЕК и стал одним из замов Жан-Клода Юнкера.
Вот только Ушакову, если он действительно пойдет на следующие выборы в Европарламент, такая перспектива не светит.
После коррупционного скандала в Рижском самоуправлении мэр Риги заявлял, что он совершенно точно не будет баллотироваться в ЕП в 2019 году. Сохранение нынешней должности для него — вопрос принципиальный. Ушаков может спасти карьеру только в том случае, если решительно отобьет все нападки оппонентов.
Кстати, пока что дела у него обстоят неплохо. Для националистов Ушаков оказался «крепким орешком». Законопроект о роспуске Рижской думы согласовать никак не удается (экс-премьер-министр Марис Кучинскис в прошлом месяце прямо говорил, что для этого нет юридических оснований).
Обыски в доме и кабинете Ушакова закончились пшиком: ничего конкретного градоначальнику до сих пор не предъявили. Очевидно, потому что предъявлять нечего. В ответ на травлю со стороны «патриотической» общественности Ушаков собрал многотысячный митинг своих сторонников, показывая тем самым, что готов разговаривать с оппонентами на языке улицы. Коалиция «Согласия» с партией «Честь служить Риге» по-прежнему нерушима.
Словом, глухую оборону Ратушной площади пробить не получается. И чем дольше носятся с бесперспективными требованиями хулители Ушакова, тем это очевиднее. Так зачем Ушакову капитулировать, если инициатива на его стороне?
Оставить пост мэра Риги под напором оппонентов и в разгар коррупционного скандала — очевидная капитуляция. А для капитулянта путешествие в Брюссель превратится в ссылку и досрочную пенсию, а не в технический этап для нового карьерного прыжка.
Политика, которого отторгают правящие элиты его страны и за которым тянется шлейф коррупционного скандала, в ЕК никто не возьмет. Европарламент станет для него карьерным потолком.
Чем занимаются европарламентарии, хорошо видно на примере другого политика из Прибалтики — литовца Пятраса Ауштрявичюса. Широкой публике он известен тем, что голодал в поддержку Надежды Савченко, выдвигал на соискание премии имени Сахарова Бориса Немцова и отчитывал Молдову за невыполнение ключевых положений Соглашения об ассоциации с ЕС. В общем, ничем конкретным не занимался и никому не был интересен. К этому ли стремится мэр Риги?
С другой стороны, ссылка Ушакова в Брюссель может обернуться катастрофой и для его соратников.
Партия «Согласие», в прошлом «Центр Согласия», в прошлом Партия народного согласия за 10 лет «эпохи Ушакова» превратилась в партию одного человека, популярность которой всецело держится на личном рейтинге мэра Риги.
Неоспоримые таланты и харизма Ушакова стали для «Согласия» допингом и одновременно наркотиком. «Согласисты» заполучили Рижскую думу и три созыва подряд получали наибольшее количество мест в Сейме Латвии, но что они будет делать, если звезда Ушакова закатится?
Если учесть все это, новость о намерении мэра столицы перебраться в Европарламент вызывает недоумение. Некоторые высказывают предположение, что Ушаков просто блефует и после выборов откажется от депутатского мандата, а не от кресла мэра.
Сегодня у мэра Риги нет серьезных оснований сдавать позиции.
Вскоре исполнится 10 лет с тех пор, как он впервые был избран председателем Рижской думы. Отметить юбилей — стратегическая задача, которую он и сам публично озвучивал.