Украинский кризис может быть урегулирован в Финляндии, но не в Эстонии
Александр Носович
Завершилось балтийское турне президента Украины, в ходе которого Пётр Порошенко посетил Эстонию и Финляндию. Итоги визитов украинского лидера в Таллин и Хельсинки принципиально различны: Порошенко попросил Финляндию «давить на Россию», не получив на это никакого ответа финского руководства. Зато эстонское руководство упустило возможность промолчать, заявив о безоговорочной поддержке Украины в «борьбе с российской агрессией».
В Эстонии Пётр Порошенко был с официальным визитом 23 января, в Финляндии – на день позже. В Таллине президент Украины встречался с президентом и премьер-министром Эстонии, в Хельсинки – с президентом и депутатским корпусом парламента Финляндии.
В обеих столицах Порошенко рассыпался в благодарностях принимающей стороне за поддержку Украины в её «европейском выборе» и борьбе с «российской агрессией». В обоих случаях эта поддержка была выдающейся, превосходящей поддержку, которую оказывали Украине другие страны ЕС (бедная Литва, каково ей было это услышать?).
Эстония больше всех помогает Украине, заявил в Таллине Порошенко и подкрепил это утверждение статистическими выкладками. «Хочу подчеркнуть, что Эстония сегодня является страной, которая больше всех помогает Украине в пересчёте на душу населения. Я благодарен за 40 украинских военнослужащих, которые прошли реабилитацию в лучших медицинских учреждениях Эстонии. Это та форма поддержки, которую мы очень ценим», – сказал президент Украины, также отметив сотрудничество с Эстонией в сфере кибербезопасности и внедрения электронного правительства.
Под «сотрудничеством в кибербезопасности», видимо, имелся в виду таллинский Центр кибербезопасности НАТО, занимающийся обучением интернет-бойцов Минобороны Украины хакерским атакам
Внедрением электронного правительства на Украине занималась в том числе советница министра экономического развития и торговли Украины гражданка Эстонии Яника Мерило. Правда, как и все «варяги», Мерило давно уже сбежала из украинского правительства, так и не сделав его электронным, – сегодня гражданка Украины является заместителем мэра Днепра Бориса Филатова.
Вряд ли это совпадение: именно Филатов и другие сподручные олигарха Коломойского отправляли в 2014 году из Днепра (тогдашнего Днепропетровска) на лечение в Эстонию бойцов «Правого сектора»*. Медицинские услуги «правосекам» оказывались за счёт эстонского бюджета.
Так что Эстония в самом деле является близким и преданным союзником пусть не Украины, но во всяком случае нынешней украинской власти.
Но и в Финляндии президент «Незалежной» заявил об особых отношениях, связывающих Киев с Хельсинки, а украинский народ с финским. Пётр Порошенко заявил президенту Финляндии Саули Нийнистё, что Суоми как никакая другая страна понимает Украину. «Господин президент, вы представить себе не можете, насколько сейчас историческая фигура Маннергейма популярна в Украине и является образцом служения Родине. Вы лучше всех понимаете Украину. И чрезвычайно важно это понимание в условиях гибридной войны России против Украины», – заявил Порошенко Нийнистё, поблагодарив финского лидера за поддержку территориальной целостности Украины и санкций против России.
Вслед за тем президент Украины обратился к президенту и парламенту Финляндии с просьбой о помощи в борьбе с Россией. В том числе Пётр Порошенко призвал официальный Хельсинки отказаться от участия в строительстве второй ветки «Северного потока». «Мы рассчитываем на принципиальную позицию Финляндии относительно проекта “Северный поток – 2”. Так называемая коммерческая привлекательность этого проекта несёт в себе ряд политических рисков», – сказал Порошенко.
Ответом украинскому лидеру стала красноречивая тишина со стороны финского руководства: президент Нийнистё в ответ на все декларации о дружбе и взаимопонимании и призывы Порошенко о поддержке и солидарности вежливо выразил готовность поддерживать Украину в рамках минского процесса и выполнения Минских соглашений.
Которые, как всем известно, Украина выполнять отказалась.
Для сравнения, руководство Эстонии Порошенко и просить не пришлось – Таллин выразил безоговорочную солидарность с Украиной без всяких напоминаний.
«Мы хотим, чтобы практическое сотрудничество между ЕС и восточными партнёрами углубилось, а для этого нужно предпринимать реальные шаги. “Восточное партнёрство” также является одним из приоритетов председательства Эстонии в ЕС», – заявила президент Эстонии Керсти Кальюлайд, гарантировавшая украинскому коллеге поддержку Эстонией безвизового режима для Украины и сохранение санкций против России. «Территориальная целостность Украины должна быть восстановлена, а Россия должна прекратить дестабилизацию Украины», – отчеканила президент Эстонии. «Украина ничего не боится, мы готовы защищать свою территорию. Мировая солидарность базируется на ценностях», – ответил ей на это (вдуматься только!) президент Украины.
При этом эстонская сторона обещала способствовать урегулированию конфликта в Донбассе. «Для нас крайне важно мирное разрешение конфликта на востоке Украины, для чего Эстония сделает всё от неё зависящее во время своего председательствования в ЕС», – подчеркнул премьер-министр Эстонии Юри Ратас.
Но здесь-то и возникает проблема.
Визит Порошенко показал, что эстонское председательство в ЕС повторит латвийское и литовское: нейтральной стороной и модератором в процессе урегулирования украинского кризиса Эстония не станет, а саммит «Восточного партнёрства» в Таллине может стать триггером нового обострения кризиса в отношениях России и Запада, начавшегося с председательства в Евросоюзе Литвы.
Эстония, как бы она ни кичилась своей якобы принадлежностью к Скандинавии, ведёт себя как и положено Прибалтике. Иррационально ведёт. Петру Порошенко не понадобилось призывать эстонских коллег к отказу от участия в строительстве «Северного потока – 2»: Эстония, в отличие от Финляндии, и в проекте первого «Северного потока» участвовать отказалась, потеряв огромные деньги ради «сдерживания» России в Европе.
Президент Украины не случайно именно Финляндию попросил усилить давление на Россию. Эстонию Порошенко попросить ни о чём подобном не мог по той простой причине, что между Таллином и Москвой много лет нет политического диалога. Зато Хельсинки может выполнить просьбу Порошенко и оказать воздействие на Москву. Просто потому, что президент Нийнистё регулярно встречается с российским коллегой Владимиром Путиным. И пользуется в Москве заслуженным уважением. Хотя бы за свою инициативу о снятии военно-политического напряжения между Россией и НАТО с помощью соглашения о полётах военной авиации над Балтикой только с включёнными транспондерами.
Поэтому украинский кризис и вызванный им общий кризис в отношениях России и Евросоюза реально может быть урегулирован в Хельсинки, но в Таллине он не будет урегулирован никогда.
Не случайно европейские и американские эксперты на различных международных мероприятиях всё чаще обращаются к опыту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и говорят о необходимости нового Хельсинкского соглашения. Местом для подписания этого Соглашения опять же указывается Финляндия.
При этом никто из экспертов никогда не рассматривает в качестве «окна возможностей» рекордное по длительности (один год) председательство в Евросоюзе Эстонии, программу «Восточного партнёрства» и грядущий Таллинский саммит. В лучшем случае от этого фактора отмахиваются, не принимая его всерьёз, в худшем – воспринимают эстонское председательство в ЕС как одну из потенциальных угроз.
Литва в 2013 году уже показала всем европейцам, что будет, если подпустить Прибалтику к реальному участию в общеевропейской внешней политике.
Будет переход провинциальных комплексов, фантомных болей и застарелых фобий на международный уровень.
Вильнюсский саммит «Восточного партнёрства» и председательство в Евросоюзе Литвы спровоцировали грандиозный кризис в международных отношениях, преодолеть который Европа не может до сих пор. Председательство в Евросоюзе Латвии в 2015 году показало, что по-другому, иначе, чем Литва в 2013 году, Прибалтика на европейской арене в принципе действовать не умеет. Так уж она устроена. Эстония, несмотря на смену президента и правящей коалиции в прошлом году, во время визита президента Украины этот вывод в очередной раз подтвердила.
Поэтому инициативы и свободы действий наученные горьким опытом европейцы Таллину точно не дадут. В отношении украинского кризиса они скорее будут ориентироваться на сохраняющую добрососедские отношения с Россией Финляндию, а председательство в Евросоюзе Эстонии и саммит «Восточного партнёрства», как это уже было с Латвией, сведут к пустой формальности.
*Правый сектор, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru