Страны Балтии на сегодняшний момент — авангард борьбы за пересмотр истории XXв. в Европе и уравнивание коммунизма и фашизма. Что означает для Евросоюза председательство в Совете ЕС подобных стран, порталу RuBaltic.Ru рассказала президент Российской ассоциации политической науки, заведующая кафедрой сравнительной политологии Оксана Гаман-Голутвина:
- Вопрос о значении для Европы председательства в ЕС таких стран, как Латвия и Эстония, я бы рассматривала в контексте политических процессов на глобальном и региональном уровнях. Особенностью нынешней ситуации является реконфигурация политических союзов и политического партнерства. Европа, естественно, представляет собой самоценный субъект. Также она весьма значима как потенциальный союзник других крупных внерегиональных игроков. В современном мире острота конкуренции настолько высока, что одно государство, даже самое крупное и мощное, как правило, не может достичь своих целей без устойчивых и надежных союзников или вне устойчивых и надежных союзов.
Однако, как бы ни казалось странным, европейское пространство сегодня фактически предстало театром военных действий.
Не только в том смысле, что юго-восточная часть Украины, которая, вне всякого сомнения, является частью Европы, испытывает серьезные нагрузки в связи с полномасштабной войной. Политико-идеологическое пространство Европы также стало ареной боев за историю. Сегодня значимость их связана с известной максимой «кто контролирует прошлое, контролирует настоящее, а кто контролирует настоящее — тот контролирует будущее». Поэтому конкуренция сместилась в плоскость стратегических смыслов. Сегодня победа на стороне игроков, способных предлагать свои стратегические проекты и воплощать их в жизнь.
В итоге европейское пространство — арена боев за историю, потому что посредством таких технологий зачастую решаются прикладные политико-экономические задачи. При этом в качестве побочного продукта появляются процессы, если угодно, дегуманизации и даже дехристианизации.
Рассмотрим конкретный пример: недавние трагические события в Париже. Вне всякого сомнения, им не может быть оправдания, однако парадоксальным образом эти события заслонили обществу возможность адекватной оценки посягательств на классические, базовые европейские ценности, ключевой из которых может считаться толерантность. Гибель журналистов — чудовищная трагедия. Но вместе с тем мы должны трезво оценивать то, что они делали. Мне кажется неправомерным и опасным принесение в жертву ключевых ценностей европейского сознания в угоду сиюминутным эгоистическим интересам ряда игроков.
Десакрализация сознания и неадекватная интерпретация исторического прошлого чреваты конкретными серьезными политическими (и не только) последствиями для сегодняшнего дня.
Косвенным следствием может считаться фактическая реабилитация фашизма. Об этом не говорится прямо, однако символически, в отношении конкретных проявлений политики можно, к сожалению, констатировать в ряде европейских стран такую тенденцию.
В этом контексте крайне важно, какая страна стоит во главе Европейского союза. Определенные надежды связывались с председательством Латвии, в том числе — в свете неудачного литовского председательства. Были и надежды на то, что Латвия извлечет уроки из председательства Литвы и крайне трагического украинского сюжета — ведь он не в последнюю очередь стал результатом программы уязвимой технологии «Восточного партнерства».
Но по ряду факторов можем констатировать, что уроки Украины и Литвы оказались не выученными. К примеру, запрет на проведение в штаб-квартире ЮНЕСКО выставки, посвященной трагической судьбе узников Саласпилса, говорит об этом. Поэтому важен серьезный разговор о том, как можно нейтрализовать потенциально чрезвычайно опасные праворадикальные тенденции в развитии политических и философско-идеологических процессов на постсоветском пространстве и в странах Балтии.
Интервью подготовлено в рамках конференции «Страны с проблемной демократией во главе ЕС: угрозы глобальной безопасности», прошедшей 26-27 января в г.Санкт-Петербурге.