Конкуренция с США и диалог с Россией: какой была внешняя политика Германии в 2018 году
Артем Соколов
Германия провожает 2018 год с неоднозначными итогами во внешней политике. Реформа Евросоюза застопорилась, санкции против России остаются неизменными, однако Германия защищает проект газопровода «Северный поток — 2» и поддерживает диалог с Москвой. Берлин по-прежнему верен трансатлантической солидарности, но разговаривать с США становится все труднее. Аналитический портал RuBaltic.Ru разобрался, с чем подходит главная страна Европейского союза к новому году на международной арене.
США: конкуренция вместо союзничества
В течение всего года Берлин продолжал попытки приспособиться к администрации Дональда Трампа. При каждом удобном случае немецкие союзники напоминали Вашингтону о ценностях трансатлантической солидарности, обеспечивающих единство западного мира. Министр иностранных дел Германии Хайко Маас провел День германского единства в США, признав Вашингтон главной движущей силой объединения Германии (про Михаила Горбачева глава МИД ФРГ предпочел не вспоминать).
Однако Трамп остался непреклонен. Для американского президента Германия так и осталась страной, которая, прежде всего, паразитирует на своих союзнических обязательствах и является опасным конкурентом для американской промышленности.
На все рассуждения в духе ценностного партнерства Трамп отвечал ФРГ требованием довести военные расходы до 2% ВВП и скорректировать торговый баланс с США.
Ни один из переговорных форматов — встреча «семерки» и «двадцатки», саммит НАТО, двухсторонние переговоры — не дал Берлину прогресса в отношениях с Вашингтоном. Все, чего удалось достичь немецкой стороне, — отсрочки по увеличению расходов на оборону.
Уклониться от пошлин на сталь и алюминий Меркель не удалось. Вопреки уговорам ФРГ, США вышли из иранской ядерной сделки. Рассуждения Трампа о большом количестве «мерседесов» на улицах американских городов держат немецкий автопром в напряженном ожидании.
Трудности в общении с американским союзником вынуждают Берлин осторожно прорабатывать варианты дальнейшего развития американо-германских отношений.
Еще в феврале на Мюнхенской конференции по безопасности экс-глава МИД Германии Зигмар Габриель фактически призвал США к пересмотру принципов сотрудничества с ЕС, подчеркнув необходимость их равноправного и доверительного характера. Он отметил, что никто не должен раскалывать единство Европы, поставив в один ряд в качестве источников угроз Россию, КНР и США, которые все чаще упоминаются немецкими политиками через запятую.
Хайко Маас, разочаровавшись в американском союзнике, предложил начать работы над новым союзом западных стран, основанном на принципах многосторонности (учета позиций и интересов друг друга — прим. RuBaltic.Ru). Серия переговоров с Японией, Канадой и Южной Кореей пока не привела к образованию каркаса альтернативного сообщества западных стран без США, но позволила углубить двусторонние отношения с этими странами.
Европейская инициатива PESCO (Постоянное структурированное сотрудничество по вопросам безопасности и обороны — прим. RuBaltic.Ru) пока далека от практической реализации, однако и в таком виде вызывает озабоченность НАТО.
За прошедший год немецкие политики окончательно убедились в том, что отныне они говорят с американским союзником на разных языках.
Расчетливый протекционизм Трампа плохо соотносится с внешнеполитической риторикой ФРГ. Более того, в Берлине постепенно приходят к убеждению, что перемены за океаном носят системный характер и действующая политика Вашингтона будет продолжена и при преемнике Трампа.
Германия осторожно примеряет на себя подхваченный у США статус «морального авторитета» Запада и размышляет о бремени самостоятельного внешнеполитического курса.
ЕС: рассинхронизация франко-германского тандема
2018 год должен был стать началом широкой реформы Европейского союза. Президент Франции Эммануэль Макрон стремился придать объединенной Европе новую динамику. После избрания ему оставалось дождаться результатов парламентских выборов в ФРГ и вместе с Ангелой Меркель приступить к преобразованиям.
Однако с самого начало франко-германский тандем столкнулся с трудностями рассинхронизации. Затянувшееся формирование и ряд чувствительных кризисов нового правительства GroKo (коалиции ХДСС/ХСС с социал-демократами — прим. RuBaltic.Ru) снизили темпы переговоров с французскими коллегами.
Хорошие отношения между президентом Макроном и канцлером Меркель стали наглядной демонстрацией единства крупнейших европейских держав, но налаженных контактов на уровне лидеров оказалось недостаточно.
В конце года движение «желтых жилетов» заставило Париж отвлечься на внутренние дела.
Активность франко-германского тандема во многом стала следствием приближения «брексита». Журналисты стремились представить переговоры о выходе Великобритании из ЕС едва ли не как личную схватку между Ангелой Меркель и Терезой Мэй. В самом деле, канцлерин последовательно занимала твердую позицию на переговорах, отказавшись от предоставления Лондону дополнительных гарантий по соглашению о выходе из ЕС.
Миграционный кризис остался источником дебатов и противоречий между странами ЕС. Меркель не удалось переломить сопротивление восточноевропейских соседей, предложив скоординированную миграционную политику.
Семь из двадцати восьми стран ЕС отказались подписывать Миграционный пакт ООН, испугавшись любых потенциальных возможностей международного влияния на прозрачность собственных границ.
В 2018 году Германия упустила шанс начать вместе с Францией реформу ЕС. Вопреки заявлениям германских политиков, Европа не приблизилась к тому, чтобы стать полноценным международным игроком с единой внешней политикой и механизмами обеспечения безопасности. Миграционный кризис затрудняет диалог Берлина со странами Восточной Европы, снижая уровень доверия между странами.
Россия: диалог вопреки обстоятельствам
Новый глава МИД ФРГ стал источником большого разочарования для российско-германских отношений. Раскритиковав Россию на саммите глав внешнеполитических ведомств «семерки» и сместив акцент «восточной политики» СДПГ в сторону восточноевропейских стран, Хайко Маас задал узкие границы для пространства диалога с Москвой. Первые переговоры с Сергеем Лавром прошли в прохладной атмосфере, зафиксировавшей отстраненность глав МИД по отношению друг к другу.
Впрочем, несмотря на настроения скептиков, российско-германские отношения в целом смогли пережить стресс-тест кадровых перемен в Берлине.
Переговоры Владимира Путина и Ангелы Меркель в Сочи и Мезерберге, встреча лидеров на полях саммита «двадцатки» показали, что, несмотря на существующие противоречия, Россия и Германия готовы говорить друг с другом.
Ближе к концу года скорректировал свою позицию по России и Хайко Маас, ставший, в частности, одним из немногих западных политиков, позитивно оценивших переговоры Путина и Трампа в Хельсинки.
Германия воздержалась от пересмотра санкционного режима и солидаризовалась с западными партнерами в разгар «дела Скрипаля». Однако она не стала инициатором масштабного расширения ограничительных мер и показала сдержанную реакцию во время инцидента в Керченском проливе. Вопреки санкциям, торговый оборот между Россией и Германией за прошедший год показал уверенный рост. Опрос Восточного комитета немецкой экономики подтвердил готовность немецких предпринимателей развивать свой бизнес в России.
Берлин продолжил защищать проект «Северный поток — 2» от внешнего давления. Критики из Вашингтона, Брюсселя и восточноевропейских столиц встречают отпор со стороны немецких политиков, настаивающих на экономическом значении газопровода.
Для Германии реализация «Северного потока — 2» стала вопросом подтверждения национального суверенитета и показателем надежности как экономического партнера. Очевидно, ФРГ продолжит защищать проект вопреки возможным провокациям.
Российско-германские отношения продолжают страдать от накопившегося груза разногласий. Развитие торгово-экономических связей, вопреки санкционным ограничениям, доказывает обоюдную заинтересованность России и ФРГ в партнерстве на высоком уровне.
Тем не менее без нормализации политических отношений позитивные импульсы во взаимодействии двух стран рискуют упереться в стеклянный потолок возможностей. 2018 год подтвердил, что у Берлина и Москвы есть много площадок для конструктивного диалога. Этот дипломатический потенциал стороны будут развивать и в наступающем году.