Приближающийся Новый год является традиционным временем подведения итогов. Для Украины 2016-й стал годом обострения внутривидовой борьбы среди майданного «серпентария единомышленников», краха евроинтеграционных иллюзий и топтания на месте в сфере экономики. Всё идёт к окончанию первого послемайданного политического цикла.
Политические итоги
1. 2016 год во внутренней политике прошёл в формате борьбы «всех против всех» за место у сужающейся до минимума «кормушки». Изначально присущая украинской политической системе скандальность проявила себя в уходящем году во всей красе. Не проходило и недели, чтобы информпространство не сотрясали всё новые и новые скандалы и конфликты.
Прежде всего коррупционные. В целом создание антикоррупционных государственных и общественных структур стало трендом 2016 года.
Правда, «выхлоп» этих «прожектов» минимален (помимо личного пиара отдельных политиков), чего не скрывают даже институции ЕС, признавшие Украину наиболее коррумпированной страной Европы.
С формальной точки зрения в 2016-м Порошенко удалось укрепить вертикаль власти, усадив в кресло премьер-министра Гройсмана. С другой же стороны, пресловутая порошенковская вертикаль весьма хрупкая, а целый ряд внешних (изменения внешней конъюнктуры, критическая масса разгромных материалов в западных СМИ, «Онищенко-гейт» и т. д.) и внутренних (увеличение оппозиционных сил, падение собственных рейтингов, ослабление контроля над регионами, репутационные медиаудары и т. д.) факторов указывает на то, что Порошенко стремительно приближается к малопочётному статусу «хромой утки».
Продолжается деградация государственных институтов, сопряжённая с полным провалом пресловутых реформ. «Реформированная» полиция стреляет друг в друга, Антикоррупционное бюро и Генпрокуратура выясняют отношения в уличных потасовках, суды штурмуют и поджигают, а ультранационалистическая вольница полностью перепрофилировалась на грабежи и разбои.
Особым цинизмом выглядит «реформирование» государственных компаний-монополистов, которое свелось исключительно к экспоненциальному росту тарифов для населения и бизнеса, а также заработных плат для руководства монополий – на фоне обваливающейся инфраструктуры в сфере энергетики, ЖКХ, транспорта.
Не лучшим образом обстоят дела в украинских регионах: «единая страна» продолжает атомизироваться. К примеру, в сентябре в Херсонском облсовете произошёл переворот: депутаты тайным голосованием отрешили от власти порошенковских ставленников. А Закарпатье и вовсе выпало де-факто из экономического и политико-правового пространства Украины, превратившись в вотчину одиозного депутата Рады Виктора Балоги и местной контрабандистской «элиты».
Кроме того, десятки регионов обращались к центральным органам власти с требованиями децентрализации / предоставления особого статуса / разграничения полномочий – и, хотя львиная доля подобных обращений финансировалась бежавшими в РФ бывшими «регионалами», требования местных советов перекликаются с интересами местных элит, заинтересованных в концентрации финансовых потоков в своих руках и уменьшении влияния Киева.
2. Когда речь заходит о внешней политике Украины в 2016 году, на ум приходит только одно слово – «провал». После апрельского референдума в Нидерландах стало очевидным, что на евроинтеграционном проекте Украины можно ставить крест. Декабрьский саммит лидеров стран ЕС подвёл черту под евроинтеграцией Украины, внеся унизительные для Киева поправки в Соглашение об ассоциации. Об эпопее с безвизовым режимом и вовсе лишний раз упоминать не будем. Впрочем, как уже было сказано ранее, фиаско на европейском направлении повышает шансы переформатирования
Провальная работа дипломатического ведомства под руководством Климкина (давно прозванного «Климом Чугункиным») привела к тому, что к концу 2016-го отчётливо начали просматриваться тенденции «мягкой» международной изоляции Украины. На глазах обрушиваются отношения как с государствами постсоветского пространства, так и со странами Евроатлантики. Последние, в свою очередь, уменьшили в 2016-м размер кредитных траншей и проявляют всё большее недовольство киевским режимом, что выплёскивается на страницах западных СМИ.
«Фэйлом» года в исполнении украинских власть имущих стал скандал вокруг экс-главы штаба Трампа Пола Манафорта, чьё имя якобы оказалось в т. н. «амбарной книге» Партии регионов. Впрочем, легализация Киевом антитрамповской политической «джинсы» так и не помогла Хиллари Клинтон, на чью победу уповал украинский истеблишмент (кучмовский зять Пинчук даже был одним из спонсоров Фонда Клинтон). Вряд ли будущая вашингтонская администрация забудет попытки Киева повлиять на исход выборов, что, безусловно, «аукнется» засевшей на Печерских холмах камарилье.
Что касается конфликта на Донбассе, то украинская власть не сделала ровным счётом ничего в 2016 году для его урегулирования. Даже наоборот – продолжила отторгать от себя регион, ужесточив порядок выплат социальных трансфертов для жителей неподконтрольного Донбасса.
Социально-экономические итоги
2016-й войдёт в экономическую историю Украины как год «тарифного геноцида». Тарифы на ключевые виды коммунальных услуг выросли на 50–110%. В общей сложности с начала 2014-го тарифы на газ выросли в 8 раз, а на электроэнергию – в 4. По всей видимости, это далеко не предел: в 2017-м цена электроэнергии вырастет ещё на 25–30%, а стоимость газа для населения могут «реформировать» ещё на 50%. Несколько смягчают ситуацию субсидии, однако в процессе их оформления хватает «подводных камней», а в целом политэкономическая суть субсидий заключается в транзите денег на счета государственных и частных монополистов.
Вектор экономической политики на «декоммунизацию» промышленности и превращение в сырьевой придаток стран развитого капитализма не претерпел изменений в 2016 году. И хотя мораторий на экспорт леса-кругляка официально не снят, что было порошенковским обещанием европейцам в обмен на 600 млн евро кредита (это украинским коррупционерам «на один зуб»), контрабандная древесина вовсю отправляется на Запад.
Кроме того, из негативных тенденций отметим следующее:
-
уменьшение экспорта примерно на 2 млрд долларов по итогам года;
-
увеличение долгового бремени практически до уровня 100% от ВВП;
-
увеличение, ввиду сужения «кормовой базы» (а также развала правоохранительной системы и коррумпированности Минюста), в уходящем году на две трети количества рейдерских захватов – примерно до 5 тысяч случаев.
Если попытаться отыскать позитивные моменты в экономике в 2016-м, то таковыми стали лишь несистемные факторы: рекордный урожай зерновых (64 млн тонн), рост строительного сектора (около 15%), увеличение транзита российского газа (за январь-ноябрь – на 22,3%), рост продаж новых автомобилей (за январь-ноябрь – на 39%). Это и позволило Госкомстату «нарисовать» рост ВВП в 2016 году на 1,5%.
Заглядывая в ближайшее будущее, в первой половине 2017-го ожидаются решения Высокого суда Лондона (3 млрд долларов по выкупленным Москвой украинским еврооблигациям в декабре 2013-го) и Стокгольмского арбитража (спор между «Газпромом» и «Нафтогазом» – претензии каждой из сторон около 30–35 млрд долларов), которые могут привести к полному банкротству Украины. В принципе, и без того Украина является банкротом – даже не потому, что не может расплатиться по долгам, а потому, что ею управляет полностью разложившаяся политическая элита из числа патологических клептоманов. Наглядно продемонстрировали это опубликованные электронные декларации депутатов и чиновников, шокировавшие не только украинское общество, но и европейских коллег.
В общем, поднимая новогодние бокалы ровно через год, не хотелось бы приходить к выводу, что 2016-й был белой полосой…