Правящим Латвии пора показать — нельзя вести себя с людьми по-свински
Андрей Солопенко
Стартовавшая чуть более недели назад кампания за роспуск Сейма Латвии внезапно показала массовую народную активность — к этому дню уже собрано более четверти подписей из необходимых 155 тысяч. С чем связан такой ажиотаж, можно ли заручиться нужным числом голосов и к чему может привести эта акция, порталу RuBaltic.Ru рассказал один из инициаторов данного мероприятия, председатель политсовета Партии центра Нормунд ГРОСТИНЬШ.
— Г-н Гростиньш, Вы являетесь представителем Партии центра, которая совместно с обществом «Власть народу Латвии» инициировала сбор подписей за роспуск Сейма. На данный момент собрано уже 39 тысяч подписей. В чем, на Ваш взгляд, причина столь массовой активности?
— Хочу сразу отметить, что подписей собрано больше. То число, которое Вы назвали, — это подписи, собранные в интернете по ссылке www.latvija.lv/pv
Некоторые самоуправления заверяют эти подписи бесплатно, и потом они пересылаются к нам, в Партию центра. Другие самоуправления, как, например, Рига, берут за это деньги — 1,43 евро. Правда, на все население Риги приходится только одно место, где собирают подписи. Мы это собираемся опротестовывать, потому что думаем, что скоро их там просто снесут. Пока, конечно, там громадных очередей нет, но думаю, что они могут появиться.
Так что подписей уже явно больше, чем 39 тысяч. Я пока не могу сказать, насколько, но на несколько тысяч точно.
Да, такая массовая активность — это, действительно, рекорд, такого не было никогда в новейшей истории Латвии. Все это дает уверенность, что необходимое число подписей будет собрано.
Ведь несколько групп населения были сильно задеты новым парламентом, их попросту нагло обманули. Пришедшие к власти политики перед выборами обещали минимальную зарплату и пенсию в 500 евро, необлагаемый минимум также в 500 евро, но ничего из этого не собираются выполнять. Кроме того, пообещали увеличить зарплаты медикам, даже приняли соответствующий закон, но обещанных денег не нашли.
То есть политики решили, что они могут спокойно сидеть 4 года в Сейме и издеваться над населением, и им за это ничего не будет. Но сбор подписей показал, что ситуация изменилась и такое не пройдет.
Власть очень удивилась активности народа, некоторые депутаты сразу поспешили заявить, что во всем виновата Россия, и это чуть ли не лично Владимир Путин дал команду собирать подписи. Правда, радует, что люди уже перестали верить в эту ложь.
Мы, Партия центра, этим сбором подписей на государственном портале, по сути, создали в интернете платформу, где каждый избиратель может дать сигнал власти — потребовать остановить беспредел и создать качественное государственное управление.
Я считаю, что в интересах общества собрать подписи.
Ведь это воспитывает власть — кто бы теперь ни пришел в Сейм, он будет знать, что если политики будут по-свински вести себя с населением, то в парламенте они могут надолго не засидеться.
Наш сбор подписей уже оказал на это влияние — зашаталось кресло под министром благосостояния Илзе Винькеле. Видимо, премьер хочет сделать ее «козлом отпущения». А также появились высказывания, что медикам надо все же найти обещанные деньги. И я не исключаю, что эти деньги могут быть найдены, ведь наши правящие партии очень сильно боятся лишиться занимаемых должностей.
— Как Вы думаете, если деньги для медиков найдутся, не снизит ли это активность населения в сборе подписей? Медицинские работники тогда точно не пойдут подписываться — ведь их требования удовлетворят.
— Думаю, что происходящее сейчас уже давно не вопрос этих 60 миллионов в латвийском бюджете, которые требуют медики. Да, как организованная группа они уже не пойдут подписываться, но это даст сигнал обществу, что лишь те, кто жестко требует от власти выполнения обещаний, могут этого добиться.
Поэтому могу предположить, что запущенный нами механизм могут взять на вооружение другие социальные группы, например, те, кто недоволен планируемой региональной реформой, жильцы денационализированных домов или те же учителя.
Я сам работаю учителем истории в предместье Риги и отлично знаю, что собой представляет современная система образования. Школа у нас небольшая, и зарплата у меня (несмотря на то, что я преподаю всем классам) составляет менее 400 евро, то есть она меньше минимальной. Могу сказать, что я там занимаюсь благотворительностью и меня попросили туда пойти в ноябре, когда два месяца школьники вообще не изучали предмет — никак не могли найти учителя, и я из чувства патриотизма «закрыл амбразуру грудью».
Система образования приводит к тому, что во многих пригородах Риги в школах вообще нет учителей, потому что они получают меньше минимальной зарплаты, а работы у них много.
И я думаю, что учителя тоже могут пойти подписываться за роспуск Сейма, чтобы добиться улучшения своего положения.
— В таком случае, не ожидаете ли Вы массовой кампании черного пиара в Ваш адрес или же в адрес Вашей партии? Ведь правящие политики явно не захотят расставаться со своими должностями и, возможно, будут стараться дискредитировать организаторов в глазах населения, чтобы не допустить проведения референдума.
— Хоть правящие и не отличаются способностью планировать свои действия, так как они даже не смогли просчитать результат принятия бюджета, но в этом вопросе они явно будут сопротивляться. Вот уже и [экс-президент Латвии] Вайра Вике-Фрейберга выступила против сбора подписей, но тут простая связь — ее бывший глава канцелярии Мартиньш Бондарс в случае роспуска Сейма будет «политическим трупом», поэтому экс-президент и бросилась его спасать.
Да, я предполагаю, что черный пиар в наш адрес возможен, он уже сейчас появляется, но, по-моему, это свидетельствует лишь о бессилии правящих политиков.
Мне кажется, что народу уже и неважно, кто подал эту идею, люди просто идут подписываться, чтобы показать правящим, что они уже не позволят так с собой обращаться. Поэтому наиболее адекватный способ притормозить сбор подписей — начать выполнять обещания и качественно исполнять свои обязанности.
Народ должен заставлять власть работать на благо общества, и если власть не хочет этого делать, то она должна быть готова получить соответствующую реакцию.
У нас есть еще год, в течение которого мы можем собирать подписи, и это значит, что и у власти есть это время, чтобы обдумать и изменить свое отношение к населению. Я уверен, что за год необходимое количество подписей будет собрано.
И с учетом того, как правящие себя вели до сих пор, находясь в какой-то собственной реальности и совершенно не представляя, как живут простые люди, я не думаю, что исход референдума окажется в их пользу. Хотя все возможно, и если они вдруг одумаются, то у них есть шанс остаться, хотя и минимальный.
— Однако не думаете ли Вы, что политическая нестабильность, в которой окажется Латвия, если дело дойдет до референдума, может негативно сказаться на экономическом состоянии страны и на отношениях с руководством Евросоюза?
— Если правительство будет действовать в рамках законодательства, то никаких проблем с Брюсселем им это не создаст. Да, Брюссель поддерживает лояльные режимы, при которых власть согласна получать средства на душу населения в два раза меньше, чем Польша, и еще и благодарить за это, надеясь получить какие-то посты в Еврокомиссии.
Поэтому латвийские власти — это очень комфортный партнер для Брюсселя, и если они не будут чинить явные незаконные препятствия сбору подписей, то негативной реакции Евросоюза не последует.
Что же касается экономики ЕС, то она скатывается в кризис — запущен печатный станок, указывающий, что с евровалютой не все хорошо.
Я предупреждал, что ликвидация лата и переход на евро могут повлечь за собой разные риски, включая рост инфляции, что мы сейчас и получаем. Если бы у нас осталась своя валюта, то инфляция была бы меньше, и мы могли бы эффективнее отстаивать свои экономические интересы, как это делают Польша, Венгрия или Чехия.
Так что я ожидаю нарастания экономического кризиса и экономического спада в Латвии, который произойдет вне зависимости от того, будет референдум или нет.