В странах Балтии рекордными темпами растут тарифы на электроэнергию. В Латвии бастуют врачи, в Литве — учителя, а латвийское правительство повышает плату за вызов «скорой». Латвия с Литвой превратились в асоциальные государства: люди бегут из этих стран исторически рекордными темпами, потому что невозможно жить там, где заботу власти о людях заменил бесчеловечный социал-дарвинизм.
Новый год в Прибалтике дешевле отмечать при свечах
Аналитик международной компании в области энергетики ICIS Вия Пакалкайте заявила, что за последний год — с августа 2017-го по август 2018 года — средняя цена на электроэнергию в Литве выросла на 58%. Ожидается, что рост цен должен стабилизироваться к 2025 году.
С января 2019 года электроэнергия и газ для бытовых потребителей Литвы могут подорожать на 15–20%. Компания электро- и газоснабжения Lietuvos energijos tiekimas (LET) объясняет такой скачок ростом цен на международном рынке. В Латвии же с нового года до 15% вырастут цены на электроэнергию у домохозяйств, которые выбрали при заключении контрактов с поставщиками фиксированные тарифы.
Как известно, страны Балтии до сих пор являются частью соглашения о параллельной работе энергосистем электрического кольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва). В конце июня три балтийские республики, Польша и Европейская комиссия подписали соглашение о подключении к европейским электросетям. А полностью покинуть БРЭЛЛ Литва, Латвия и Эстония планируют к 2025 году.
Не по дням, а по часам растут цены на топливо. Тут Латвия дает фору даже Литве. Аналитики и экономисты объясняют стремительный рост цен совокупностью многих факторов, среди которых явный — налоговая политика Латвии. С 1 января 2018 года только размер акцизного налога на бензин составляет 47,6 цента за литр. Уже к этой цифре применяется НДС, и налоговая доля цены литра бензина на АЗС составляет 57,6 цента или примерно 45% нынешней розничной цены. Сегодня литр бензина и дизтоплива — 1,29 и 1,28 евро, что составляет повышение за год на 15% и 23% соответственно.
Закрываются школы, бастуют учителя
Более ста школ Литвы принимают участие в бессрочной забастовке учителей. Работники сферы образования требуют повышения заработной платы. По словам председателя Профсоюза Андрюса Навицкаса, зарплата литовских учителей не достигает среднего уровня по стране, тогда как в других странах, входящих в ОБСЕ, она на 20% выше.
Добьются ли своего литовские учителя — вопрос, для ответа на который попробуем воспользоваться примером Латвии. Ровно три года назад в Риге проходила предупредительная однодневная забастовка учителей и воспитателей детсадов, в которой приняли участие 25 тысяч человек. Забастовку поддержали 912 учебных заведений. Как отреагировала власть? В тот же день Сеймом были проведены поправки к закону об увеличении с будущего года зарплат премьер-министра, министров, парламентских секретарей, руководителей парламентских фракций и комиссий.
Сегодня в Латвии к общему кризису сферы образования прибавляется еще и политика национального диктата. Прошлый — 12-й — Сейм поставил точку в вопросе образования на языке меньшинств. Уже с нового 2019 учебного года в средних школах начнется переход к обучению только на латышском языке.
А на прошлой неделе Министерство образования и науки сообщило, что подготовлен проект новых правил, регламентирующих дошкольное образование. По проекту, только латышский язык должен быть «средством общения в повседневном обучении или ролевых играх». С 2019-го латышский язык в русских садиках должен стать основным в общении воспитателей и воспитанников.
Здоровье не купишь, но прибалтийские политики считают по-другому
Отдельная тема асоциальной политики двух государств — здравоохранение. Кстати сказать, в Латвии и тут начинает наводить порядки национальный вопрос. На днях доктор, знающая русский язык, категорически отказалась говорить на нем с пациентом со сломанной рукой, который уже оплатил и прием, и рентген.
Справедливости ради стоит отметить, что это скорее единичный случай, и он является следствием этнократической политики. А вот более широкого круга латвийцев коснется повышение тарифов на вызов скорой помощи. Согласно нововведению чиновников, жители Латвии, не вошедшие в список лиц, которым государство оплачивает медуслуги, будут платить за вызов «скорой» 133 евро. Ожидается и увеличение размера платы за необоснованный вызов «скорой» до 56 евро.
Что касается Службы неотложной медицинской помощи (СНМП), то ее глава Лиене Ципуле сражает оппонентов убийственной фразой: «Люди привыкли жить как в Советском Союзе; эти времена кончились».
«Неотложка» должна заниматься ситуациями, действительно угрожающими здоровью или жизни пациента. Высокая температура, простуда, грипп, головная боль или хронические проблемы с сердцем — не те ситуации ни для пенсионеров, ни для детей.
При всем этом в настоящее время в Латвии объявлена чрезвычайная медицинская ситуация. Ципуле рассказала, что наблюдается «массовый отток медиков» из СНМП, вызванный их недовольством большой нагрузкой и непомерно низкой зарплатой, а также неясностью, что будет с зарплатами медиков в следующем году. Сотрудники «скорой» объявили забастовку.
Правительство обещало заложить в новый бюджет повышение зарплаты медикам на 20%, но сделать это должен новый Кабинет министров. Однако из-за парламентского кризиса сформировать его до сих пор не получилось (6 октября в Латвии прошли выборы в новый 13-й Сейм, правительство до сих пор не сформировано — прим. RuBaltic.Ru).
Ненамного лучше ситуация в соседней Литве. Под угрозой закрытия находятся 15 больниц. В неофициальном анализе, проведенном Минздравом республики, отмечается, что для успешного функционирования больница должна отвечать двум критериям: круглосуточное оказание первой помощи и предоставление как минимум трех видов стационарной помощи (хирургия, терапия, педиатрия, акушерство и психиатрия). Второй критерий вызывает проблемы как раз у этих 15 больниц. Официально Минздрав и правящие партии не утверждают закрытие больниц, в настоящее время рассматривается вопрос об объединении некоторых учреждений.
Именно так все начиналось и в Латвии, которая «успешно» прошла этот путь «оптимизации».
В заключение
Издание Politico в рамках европейского проекта Politico Europe опубликовало статью под мрачным заголовком «Латвия — исчезающая нация», в которой сказано, что к 2040 году в Латвии может остаться всего 800 тысяч латышей. Издание отмечает, что массовый отъезд жителей начался как раз после вступления этих стран в ЕС.
Литва каждый год уменьшается на 1,5% населения. В час из этой страны уезжает 4–5 человек, в день — 100 человек, в год — 35 тысяч. За годы независимости население республики уменьшилось на 1 млн человек.
Жизнь в Латвии и Литве идет по накатанной в двух параллельных ипостасях: власть с мотивацией «ваш социализм давно кончился» продолжает завинчивать гайки, народ «скрипит» и, сбрасывая напряжение, покупает авиабилет в один конец.