Совет Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ) решил выйти из правящей коалиции с Литовским союзом крестьян и «зеленых». При этом парламентская фракция социал-демократов намерена продолжить сотрудничество с «аграриями», а министры от СДПЛ не хотят уходить со своих постов. Литва попала в зону политической турбулентности: неопределенность будет нарастать по мере приближения выборов президента страны.
На состоявшемся 23 сентября совете Социал-демократической партии за выход из правящей коалиции проголосовали 140 социал-демократов из 187. Против были 46 человек.
Председатель Социал-демократической партии Гинтаутас Палуцкас, инициировавший отказ от коалиции с «аграриями», объяснил свою позицию тем, что «Литовский союз крестьян и “зеленых” всякий раз тащит в свою постель нового партнера», как только нужно решить очередную проблему.
Так Палуцкас охарактеризовал закулисные договоренности «аграриев» с литовскими консерваторами в обход законных партнеров по коалиции. Открытое пренебрежение союзническими обязательствами перед социал-демократами вынудило руководство последних убедить однопартийцев в необходимости выхода из коалиции.
Распад правящей коалиции делает реальной перспективу роспуска правительства Саулюса Сквернялиса и проведения в Литве досрочных парламентских выборов.
Впрочем, этот сценарий не предопределен. Ситуация в Литве еще более неопределенная, чем может показаться. Кроме распада коалиции, есть еще и раскол в рядах социал-демократов. Во-первых, фракция СДПЛ в Сейме Литвы, несмотря на решение совета партии во главе с Палуцкасом, намерена продолжать сотрудничество с фракцией «аграриев».
«Фракция, руководствуясь уставом парламента, заключает коалицию с фракцией “крестьян” для совместной деятельности. 10 членов подписали такую резолюцию, декларацию», — пояснил принятое решение Гинтаутас Палуцкас, подчеркнув, что партии это решение не нравится и он с ним не согласен.
Во-вторых, из министров, взятых в правительство по квоте СДПЛ, о своем уходе объявил только министр экономики Миндаугас Синкявичюс. Беспартийная министр юстиции Милда Вайнюте продолжит работу, а министр иностранных дел Линас Линкявичюс вышел из партии, чтобы сохранить за собой пост главы МИД.
Тем самым Линкявичюс зарекомендовал себя «перевертышем» в квадрате: четверть века назад он предал комсомол, теперь предал социал-демократов — и всё ради того, чтобы сохранить за собой теплое место у власти.
Впрочем, судя по поведению фракции СДПЛ в Сейме, там не один Линкявичюс такой. Взбунтовавшимся против руководства социал-демократов депутатам уже пообещали исключение из партии: их поведение рассмотрят на партийной комиссии по этике.
Есть версия, что выяснение отношений в рядах социал-демократов может быть умело срежиссированной инсценировкой, с помощью которой Палуцкас с однопартийцами хотят заключить компромисс с собственной гордостью. С одной стороны, они выполнили свою угрозу и вышли из коалиции с «аграриями» в ответ на сговор последних с «ландсбергистами». С другой стороны, продолжили работу в коалиции де-факто и даже двух из трех своих министров оставили на местах.
Но даже если эта версия верна, она не снимает для социал-демократов проблемы, из-за которой они пошли на свой демарш, — переговоров о переформатировании власти между «аграриями» и консерваторами.
Действия фракции СДПЛ в этом смысле в самом деле выглядят отчаянной попыткой зацепиться за власть. Руководству страны и правящей партии эта попытка даже выгодна: помогает сохранить политическую стабильность до окончания переговоров «аграриев» с «ландсбергистами» о формировании новой коалиции. Недаром решение парламентской фракции социал-демократов одобрили президент Литвы Даля Грибаускайте и спикер Сейма Викторас Пранцкетис.
Но в любом случае литовская политика входит в зону политической турбулентности и уровень неопределенности в ней резко возрастает.
Главным проигравшим от этой неопределенности, в случае если она не будет оперативно преодолена созданием новой коалиции, будет правительство Саулюса Сквернялиса. В худшем случае ему грозит роспуск, в лучшем — существование в качестве правительства меньшинства, которому придется постоянно лавировать между фракциями Сейма, идти на компромиссы и ситуативные коалиции с разными политическими группами и тем самым полностью растратить мандат доверия, полученный на прошлогодних парламентских выборах.
Реализовать свою политическую программу и выполнить предвыборные обещания в условиях ситуативных коалиций «аграрии» будут не способны, проводить последовательную политику — тоже.
Для социал-демократов такая ситуация станет ожидаемым возмездием за измену бывших партнеров по коалиции с консерваторами. Но и «Союзу Отечества — Христианским демократам Литвы» кризис правительства Сквернялиса может быть выгоден.
«Аграрии» шли на риск разрыва с социал-демократами ради коалиции с консерваторами и, возможно, поддержки кандидатуры премьер-министра Сквернялиса на пост президента Литвы действующим президентом Далей Грибаускайте. Однако «ландсбергисты» могут решить, что слабое и недееспособное правительство меньшинства для них выгоднее вхождения в коалицию.
Единственным центром власти в стране в условиях правительственного кризиса остается контролируемая консерваторами президентура, и для них это прекрасный шанс не делиться властью с внезапно победившей на выборах 2016 года несистемной партией, а дождаться лета 2019 года и получить ее всю.
Так что базовый сценарий «Сквернялис — президент, Грибаускайте — премьер-министр» может и не сработать. За оставшиеся до выборов без малого два года работы слабого и неустойчивого правительства меньшинства Грибаускайте и «СО-ХДЛ» могут сбить рейтинг премьера Сквернялиса и Литовского союза крестьян и «зеленых» до нуля, а затем распустить Сейм, провести парламентские выборы вместе с президентскими и занять в Литве все властные вершины.
Судя по поведению консерваторов, стремлением немедленно формировать коалицию с «аграриями» они не охвачены. Лидер «СО-ХДЛ» Габриэлюс Ландсбергис обтекаемо намекнул, что премьеру Сквернялису теперь понадобятся все его дипломатические способности, чтобы сплотить голоса для принятия бюджета страны на следующий год и других важных законов. Готовности вступать в коалицию в этих словах не чувствуется — чувствуется скорее приглашение к дальнейшему торгу.